Меню

Новости

Белорусское кино

Изобретая новую волну

Отечественный кинематограф в Год культуры очутился на распутье. Национальная студия «Беларусьфильм» попала в крутое пике производственного кризиса. На авансцену начали выходить не связанные с государственной системой независимые авторы, о чем говорит разнообразный репертуар фестивалей: национального конкурса «Лістапада» и Bulbamovie. Во время проведения последнего представители белорусской киноиндустрии и медиасферы обсудили на площадке Press Club, в каком направлении движется национальный кинематограф. Приводим наиболее яркие фрагменты прошедшего обсуждения.

miheeva
Лидия Михеева — социолог, культурный аналитик

Придумали ли мы новую волну белорусского кино или она действительно существует? Сказать наверняка сложно, как и ответить на вопрос, была ли фантомом новая волна в российском кино в начале 2000-х годов, представителями которой являются Андрей Звягинцев, Кирилл Серебренников, Алексей Мизгирев, Василий Сигарев и др.? Можно ли утверждать, что все эти авторы были просто случайностью?

Белорусское художественное кино начало выстреливать, и я могу назвать несколько фильмов, которые по-настоящему потрясают качеством своего исполнения: картины Виктора Красовского («Сторож» и «Души мертвые»), фильм «ДвадцатьШестнадцать», который был в программе фестиваля Bulbamovie 2016, работы Никита Лаврецкого и Митрия Семенова-Алейникова. И смотря эти работы, я просто поражаюсь – к ним никак не применим маркер официозного кинематографа.

Что такое кино: искусство или бизнес? С одной стороны – это развлечение. С другой –  есть талантливые авторы, которые хотят самовыразиться. Мне кажется, что между этими полярными позициями есть еще одна, которая мне больше по душе. Я думаю, что «самовыразиться» может означать и «выразить дух поколения, настроения социальной группы». Андрей Курейчик очень хорошо это чувствует. Я не уверена, что у него это идет органично, от души, но он понимает, что из себя представляет белорусская молодежь, которой нужен если не герой, то персонаж, с которым можно идентифицироваться. И он может такого персонажа предложить.

Тоже самое чувствует Никита Лаврецкий, и мне кажется, у него это идет более органично. Он снимает молодых людей в их среде обитания.

Важно, чтобы каждый белорусский режиссер мыслил себя не только как творческую единицу, но и представлял себя в контексте таких же, как и он сам. И пусть аудитория, с которой он идентифицируется, будет разной: молодежь, возрастная, этническая и другая, от лица которой режиссер и будет говорить.

kalitienia
Леонид Калитеня — кинопродюсер

Термин «новая волна» звучит громко, пока можно говорить, что произошел своеобразный тектонический сдвиг независимого кино. Он еще не так заметен, нет ажиотажа в кинотеатрах и большого коммерческого проката, но уже есть и продолжают появляться действительно нестыдные работы, которые с удовольствием смотрят. Я знаю несколько проектов, которые находятся в работе и будут не хуже того, что уже снято. И как продюсер я в них вкладываюсь, пытаюсь открыть миру.

В независимом кино присутствует динамика процесса: картины постоянно совершенствуются. Это говорит о том, что существуют постоянные авторы, благодаря которым подобное движение стало возможным. Они помещают свои ожидания в сценарии, и доводят кино до проектного режима: где-то снимают, что-то уже монтируют. Никита Лаврецкий вообще с бюджетом в 20 долларов снял полнометражный фильм. Вся их работа похожа на соревнование друг с другом, и качество кино в итоге начинает расти.

sidorenko-anton-copy
Антон Сидоренко — кинокритик, журналист

Мы не можем говорить о том, что возникла новая волна белорусского кино. Скорее появилось новое явление, социальное и художественное, которое мы еще не в силах оценить в силу его молодости.

Появилась новая формация кинематографистов, которых раньше иронично называли любителями, самоделкиными. Не только у нас, в Беларуси, но и во всем остальном мире. Связано это прежде всего с техническим прогрессом. Сейчас у всех есть техника, которая по своим возможностям считается практически профессиональной, и любой человек может ей воспользоваться. Именно благодаря этому новшеству некоторые фильмы наших независимых режиссеров по качеству картинки точно такие же, как и у профессионалов индустрии, снимавших на пленку. Они десятилетиями стремились к подобному уровню, теперь – это стартовый уровень, которого можно добиться без больших хлопот. Монтировать, записывать звук можно сидя дома за ноутбуком.

Особенность белорусского феномена в том, что наш кинематограф, государственный и независимый, развивается вне индустриальных рамок. При этом кино является искусством, в классическом понимании, которое существует в рамках индустрии. Теперь появился феномен вненеиндустриального, несистемного кино. И наши авторы занимают далеко не первые позиции.

В кино сейчас самое большое внимание нужно уделять дистрибьюции и механизмам, с помощью которых кино попадает к зрителю. Сегодня это важнее, чем сами съемки.

На художественном кино свет клином не сошелся. Белорусская документалистика имеет выходы на международные фестивали, и более интегрирована в европейское кинопространство. И у нас есть имена международного уровня. В принципе, вопроса, можно ли, будучи белорусом, снять кино, которое будут смотреть во всей Европе, не существует. Ответ однозначен: можно. У нас хватает потенциала, людей, образования для того, чтобы снимать фильмы, которые будут брать к себе ведущие фестивали мира.

Наконец-то появилась творческая среда. Еще пять-семь лет назад белорусские кинематографисты находились в атомизированном, разобщенном состоянии. В одиночку человек работать не может, тем более снимать кино. Но нам не хватает постоянных площадок или институций, где кинематографисты могут общаться не от случая к случаю, а ежедневно, на постоянной основе. К сожалению, государственный менеджмент в области кино в Беларуси очень слабый, поэтому следует самоорганизовываться.

Мы очень слабо представляем, что станет с кинематографом в ближайшие годы. Вы видите, что индустриальное кино США сейчас переходит в сериалы, на телевидение уходят работать большие режиссеры, там крутятся серьезные бюджеты. Что касается зрелищного кино, то оно идет по пути аттракциона. Пять лет назад благодаря блокбастеру «Аватар» в Минске появились 3D-кинотеатры. Через несколько лет появится что-то совершенно новое – не за горами «Аватар 2», который принесет новые технологии.  Очки дополненной реальности – вот самый новейший аттракцион, который набирает популярность. Мы находимся, к сожалению, не во главе технического прогресса, поэтому нужно изобретать собственные способы показать себя миру.

lolo
Павел Лоло — представитель компании-дистрибьютора «Нью Арт Синема Продакшн»

Работа дистрибьютора в Беларуси сегодня связана исключительно с коммерческим кинематографом. Что мешает белорусскому кино попасть на большой экран? Наверное, отсутствие у нас большого кино. За 17 лет, если не ошибаюсь, я видел на экранах только две белорусские картины: «Анастасия Слуцкая» и «Гараш». У меня нет права оценивать хорошее это кино или плохое. Больше отечественных фильмов я на экранах не видел. И проблема сложившейся ситуации в том, что наши фильмы не имеют коммерческого потенциала, соответствующего продвижения. И государственные прокатчики отказываются с ними работать.

Сегодня кино – это бизнес. Людям нужны развлечения, они хотят радоваться, а белорусское кино больше склонно драматизировать, искать проблемы. И чтобы зарабатывать, нужно выходить на внешние рынки, что тоже требует бюджетных расходов. «Код Каина» стоил два миллиона долларов, а заработал в Беларуси и России, где его показывали, существенно меньше. И авторам еще помог административный ресурс, без которого и таких денег не было бы. Сегодня белорусское кино может надеяться лишь на участие в международных фестивалях.

kozyrev
Сергей Козырев — директор компании-дистрибьютора «Интерфильм дистрибьюшн»

Прежде чем снимать фильм, следует задать себе вопрос – зачем? Что в дальнейшем с ним будет происходить? Будет ли он зарабатывать деньги или останется простым самовыражением автора. Если первое, то нужно четко понимать, в каких условиях мы работаем. На фоне других стран СНГ у нас несколько специфический кинорынок – основная масса киноплощадок являются государственными и управляются соответствующими методами. В Беларуси действует около 130 кинозалов. Из них 74 – это площадки, которые работают в цифровом формате. Из этих 74 залов около двадцати можно назвать мультиплексами. Все остальное – это однозальники. Выстроить адекватное прокатное расписание на такой площадке при наличии предложений от российских и голливудских студий, у которых есть свои требования к выпуску фильмов, практически нереально. А значит попасть в репертуар однозального кинотеатра белорусскому фильму, по сути, невозможно. Нужно учитывать эти реалии и, выпуская кино, понимать, где оно будет зарабатывать деньги. Если автор готовит фильм с расчетом на белорусскую публику, значит прокатный потенциал картины составит от 10 до 40 тыс. долларов валового сбора.

Top