Александр Вахрамеев
Закончил Белорусскую государственную академию искусств, работал художником-постановщиком в Белорусском государственном театре кукол, оформил несколько десятков постановок в театрах Беларуси, России, Польши, Германии и других стран. Спектакли, над которыми работал художник, неоднократно номинировались на престижные театральные премии и отмечались высокими наградами. Обладатель премии имени И. М. Ушакова за развитие искусства сценографии Беларуси. Также работает в области станковой, акварельной и книжной графики.
Почему вы стали художником театра кукол?
Стать художником было внутренней потребностью. Но я не являюсь только художником театра кукол. С театрами кукол я сотрудничаю. Театр – это творческий коллектив, там интересно, а театр кукол – это вообще метафизическая структура. Кукольники вступают в отношения с запредельным: происходит оживление неживого. Это доказывает, что искусство не отражение реальности, а скорее другая реальность, может быть, даже более реальная. Для меня театр кукол – это среда для духовной практики и самосовершенствования.
Что является определяющим в решении начать работу над постановкой?
Первым определяющим фактором является интерес к материалу (пьесе). Вторым – приятный способ заработать деньги и возможность получить удовольствие от работы. Третьим – возможность куда-нибудь съездить, пообщаться с интересными людьми и познакомиться с другой средой.
В спектакле вы реализуете свое видение материала или видение режиссера, автора текста?
Видение я могу реализовать только свое, потому что у меня есть только свой прибор видения. А в создании концепции принимают участие два человека – режиссер и художник. Художник отвечает за визуальное в театре, а режиссер и актеры статическую «визуалку» преобразуют в кинематическую.
Драматург вообще не важен. Можно использовать его произведение, а спектакль сделать про другое. Это называется – «по мотивам».
Обязательно ли режиссер и художник должны быть единомышленниками?
Единомышленниками быть не обязательно. Иногда нужно иметь противоположное мнение. В театре кукол все противоречиво:
несогласие иногда дает лучший результат, а единомышленниками чаще прикидываются.
Ведь нередко даже самому себе трудно быть единомышленником.
Что повлияло на ваш стиль?
Если какой-то стиль уже и сложился, то повлияли на него самые разные, иногда противоречивые вещи: и искусство примитивных культур, и случайные впечатления, и интерес к неопримитивизму русского авангарда, и каждый прожитый день… Весь жизненный опыт: хороший и плохой.
Нет ли в узнаваемости стиля угрозы самоповторов?
Нет никакой угрозы. В театре кукол мы работаем с визуальным образом: сначала его графическим изображением, затем – физическим исполнением, которое зависит от материала. А материал может быть разный, точно так же, как и театры, актеры, режиссеры, драматургический материал, от которых зависит конечный результат. Поэтому ни одна работа не повторяется. Даже показы одного и того же спектакля отличаются. Не надо бояться «самоповторов». Нам этого не достичь.
Вы работаете и как художник-станковист. Случалось ли, что вы превращали образы, рожденные во время работы над спектаклем, в станковые работы или брали идею для спектакля из своих картин?
Я также работаю как художник-график и акварелист и с удовольствием использую свои находки в театре кукол. И наоборот – то, что нахожу в разработке театральных образов, использую в авторской графике.
Много лет я использую разные образы. «Мужика с вилами» и «мужика с воздушным шаром», «мужика с лампой», «галеру с гребцами», бочку воды, «мужика с тачкой», корову, овечку, блок, камень, лестницу, «мужика с маской на заднице», «мужика с вешалкой», собаку, лодку, чайку, бушлат, ружье, мухобойку, пустые бочки, кружку, ложку, весло, «красавицу-птицу», «птицу-самолёт», «чудище-водолаза», большую кость, «мужика-птицу», прищепки, рыбу, манометр, волков, телевизор, русалку, доктора, «деревянного дурака», лейку, душ, большую маску с глазами-руками, большую морковку, молоток и «голову-наковальню», табурет, веревку, лампочку, «лопату-могилу», автобус и так далее.
Но более интересно то, как в театре результат индивидуального творческого процесса художника-графика реализуется и продвигается другими творческими людьми:
бутафорами, актерами, режиссерами, композиторами и др. И премьера спектакля – это уже результат коллективной работы. Происходит взаимный образовательный процесс между людьми разных творческих профессий.
Что является для вас критерием успешности работы?
Если рассматривать результат работы, то критерием успешности для меня является интерес публики и всех участников проекта. Если рассматривать процесс работы – это интересные находки во время проектирования и репетиций. Сборы от спектаклей не являются критерием, так как их забывают присылать. А если и присылают, то очень мало и редко, да и вообще кому-то другому, а не мне.
Имеет ли для вас значение признание ваших работ на различных конкурсах, получение наград и т.п.? Дает ли это уверенность в своем профессионализме, влияет ли на отношение к вам как к художнику?
До недавнего времени количество наград и положительных отзывов значения не имело. И в этом отношении я чувствовал себя свободным. Однако наступает момент, когда художнику необходимо начинать фиксировать личные достижения и заслуги. Это дает возможность противостоять злу и несправедливости.
Вы работали с Александром Янушкевичем над постановкой «Арабской ночи» в Купаловском театре. Есть ли разница между работой в драме и театре кукол?
Работать в Купаловском театре над «Арабской ночью» было интересно. Но мне кажется, что на его сцене трудно шутить, хотя я попробовал внести немного юмора в визуальную часть спектакля.
Разница между театром драмы и театром кукол известна. В первом – живые и красивые актеры, во втором – актеры тряпочные и деревянные. Они не болеют, не капризничают и не просят есть. Их движения смешны и неуклюжи (даже если кукла очень хорошо сделана).
На мой взгляд, режиссеры и актеры в театрах кукол (так сложилось) более самоироничны, нежели в драме.
Думаю, нам нужны какие-то дополнительные специальные занятия, чтобы научить смеяться над собой. Например, если я использую иронию, то всегда включаю себя в список не только смеющихся, но и осмеянных.
Чувство юмора вообще очень помогает в работе и жизни. Это основное, что отличает уважаемый театр драмы от театра «деревянных и тряпочных актеров».
Во многих постановках кукол становится все меньше, но более активно используются маски, предметы, костюм, живой план. С чем это связано?
Использование в современном театре достижений художников-концептуалистов и неопримитивистов и даже активное использование наработок «наивных» культур (Африка, Океания, Аляска и Австралия) – результат более простого доступа к информации.
Если театры мало общаются, не ездят на фестивали и не принимают гостей, то обычно стилистика не меняется.
Ну а кукол становится меньше, потому что к кукле предъявляются высокие требования. Нужно менять ее стилистику и конструкцию в связи с этими требованиями. Постоянно нужны новые современные находки (образы, конструкции, трюки и т.д.). А еще, может быть, режиссеры кукольных театров хотят в драму. Там куклы не нужны и платят больше.
Можно ли сегодня провести грань между театром кукол и другими видами театра?
Можно. Она по-прежнему остается. Эта грань вряд ли исчезнет. Театр кукол остается традиционным видом искусства. Но в то же время в современном театре кукол больше находок и открытий, нежели в других видах театра.
Какие тенденции в современном театре кукол вы бы выделили?
Основные тенденции – это взаимопроникновение разных социокультурных факторов, обострение средств выразительности до неометафорических, а также поиск новых неожиданных решений. Самая же основная тенденция – постоянный поиск спонсоров.
Легкий доступ к информации и общение с другими театрами, а также использование новых материалов и технических достижений позволяют театру кукол быстро развиваться. В современном искусстве основными качествами, на мой взгляд, являются смелость, риск и чувство юмора (учитывая профессионализм, естественно). Белорусские театры кукол практикуют это давно и успешно.
Есть ли разница в том, для какого зрителя вы создаете спектакль?
Я работаю для того, чтобы разбудить ребенка во взрослом, и одновременно для ребенка в себе.
Если мы будем воспринимать мир как дети, то будет меньше подлости и зла. Нет никакой разницы, какой зритель. Лишь бы он обладал чувством юмора или стремился к обладанию этим драгоценным чувством.