С 9 по 16 сентября в Бресте состоялся XXI Международный театральный фестиваль «Белая вежа». Театралы в очередной раз приехали в пограничный город, чтобы насладиться жаркими во всех смыслах деньками. Как заметил один из участников фестиваля, можно «и спектакли посмотреть, и в речке искупаться». «Культпросвет» выяснил, что это за спектакли, и каким получился в этот раз форум.
Программа состояла из 28 спектаклей, которые были привезены из 16 стран, — цифра внушительная. Однако количество не всегда определяет качество, и это «Белая вежа» доказала еще в прошлый раз. В насыщенной афише этого года оказалось не так много качественных спектаклей, а некоторые, как, например, «Жених и невеста» (Государственный национальный русский театр драмы им. Ч. Айтматова, Кыргызстан), которым заменили спектакль «Дураки» того же коллектива, подняли вопрос не только о критериях отбора работ в фестивальную программу, но и в целом о критериях оценки театрального искусства. Конечно, всегда случаются непредвиденные ситуации, и несколько провальных спектаклей простить форуму можно. Однако тенденция такова, что в последние два года их становится все больше, и качество «Белой вежи» постепенно снижается. Тем не менее, несколько уникальных произведений увидеть было можно, и, что закономерно, их выделили критики. Фестивальные награды были распределены следующим образом:
- «За лучший спектакль» — «Чайка» (Львовский академический театр «Воскресиння», Украина)
- «За лучшую режиссуру» — «Хор сирот» (Театр «КТО», Польша)
- «За зрелищное воплощение поэтической притчи» — «А в пустыне мертвая тишина» («Жастар театры», Казахстан)
- «За яркий дебют» — «Мы обязательно встретимся» (Государственный русский драматический театр им. А. С. Пушкина, Туркменистан)
- «За лучший актерский ансамбль» — «Ночь перед Рождеством» (Черниговский областной академический украинский музыкально-драматический театр им. Т. Шевченко, Украина)
- «Лучшая женская роль» — Полина Харламова (спектакль «Язычники», Государственный академический русский театр драмы имени М. Горького, Казахстан)
- «Лучшая мужская роль» — Пип Уттон (спектакль «Чаплин», Театральная компания «Пип Уттон», Великобритания)
Преимущества и недостатки нынешней «Белой вежи» критики обсуждали во время финального круглого стола, и, как обычно, отрицательные моменты нивелировались, а положительные выставлялись на первый план. Но нам все же удалось составить определенное впечатление о фестивале. Предлагаем и вам ознакомиться с мнениями экспертов.
Надежда Бунцевич, театровед, корреспондент газеты «Культура» (Минск)
«Белая вежа» задает тон всему театральному сезону и предъявляет определенные требования к артистам. Фестиваль дает понять, что им сегодня необходимо быть «мультиартистами»: уметь петь, танцевать, сотрудничать с разными режиссерами, представляющими разные направления, школы, стили, жанры.
Важная черта фестиваля — «вписанность» в общую фестивальную программу музыкальных спектаклей. Деятели музыкальных театров обычно не слишком интересуются тем, что происходит в драме, театрах кукол, хотя такие знания могли бы им помочь. А когда все направления представлены на равных, это дает возможность музыкальным режиссерам соотнести свои работы с тем, что происходит в театральной сфере в целом.
В прошлом году хозяева фестиваля выдвинули от своего театра фестивальный проект («Дзяды» польского режиссера Павла Пассини — прим. «Культпросвет»). Хотелось бы, чтобы они возвратились к этой традиции. Дело не в том, что об их спектакле «Дорогая Елена Сергеевна» возникли разные мнения, а в том, что он изначально не задумывался как фестивальный: на эту роль, на мой взгляд, гораздо лучше подошел бы спектакль, недавно показанный на гастролях в Минске: «Молодая семья снимет квартиру» того же режиссера Тимофея Ильинского.
На любые прогнозы относительно фестиваля влияют два фактора: отношение к нему властей и количество денег, во многом определяющее его программу. И все же организаторы должны тщательнее знакомиться со спектаклями предварительно, а не всецело доверять театрам, особенно, когда те предлагают другие свои работы взамен представленных ранее.
Мария Храпачева, музыковед, редактор, музкритик, журналист (Украина)
Для меня в этом году было неожиданным, что половина спектаклей фестиваля оказались музыкальными, да и в остальных были потрясающие саундтреки. Хотелось бы зафиксировать наблюдение: театр перенимает моду не только на режиссуру, но и на музыкальное оформление, на литовскую сценографию, которая проникает в постановки самых разных театров, даже азиатских. (Улыбается). С одной стороны, взаимопроникновение обогащает, а с другой — возникает опасность собрать «конструктор лего» из всего, что модно и «работает».
Редкая удача — спектакли-трансформеры, которые живучи в любой среде. Например, показанные в Бресте уличная «Чайка» театра «Воскресиння» и камерный «Хор сирот» театра «КТО» — два поразительных произведения, которые могут идти и на сцене, и на улице. Оба и на нюансах, и пространственно совершенно открыты — потрясающая эластичность жанра!
На «Белой веже» многие спектакли можно увидеть в самом начале их жизни. «Ночь перед рождеством», «Язычники», «Двенадцатая ночь», «Раскольников», «Рудольф Нуриев. 48 часов», «Гамлет.next» — постановки, которым нет еще и года. В этом году не менее 15 раз со сцены звучал вопрос «что же мне делать?», заложенный драматургами. Этим вопросом задается любой театр, и фестиваль дает нам ответ. Необходимо прикладывать усилия, направленные на поддержание уровня уже готового спектакля: наращивание смыслов, глубины. Тогда в театре продолжается жизнь.
Я думаю, в следующие годы «Белую вежу» будет ожидать только процветание, ведь Брест как город-юбиляр покажет себя важным культурным центром Беларуси, а культура страны — это ее репутация в мире.
Этэри Кекелидзе, театральный критик (Эстония)
«Белая вежа» сознательно и планомерно подбирает целую линейку театральных направлений: драматический, пластический, музыкальный, площадной театр, моноспектакли, во все остальные годы был представлен театр кукол. Это чрезвычайно ценно, так как дает возможность и зрителям, и критикам увидеть не «парадную витрину», а каждодневную театральную жизнь с ее удачами и провалами.
На фестивале мы увидели многое: от монументального «Гамлет.next» до минималистичного спектакля «Язычники». Крупные и камерные сценические формы соседствуют в фестивальной программе, их можно проанализировать и сравнить. Если бы была номинация «дурной пример», я бы предложила мюзикл «Раскольников»: по моему мнению, он показал, как нельзя обращаться с автором романа и музыкальной партитурой. Брестчанам повезло, что украинский театр «Воскресиння» каждый год привозит свои новые работы: это уникальная зрительская возможность.
Особый акцент «Белой вежи-2016» — это азиатский театр. Совершенно неожиданным стал приезд туркменского спектакля: Туркмения — закрытая страна для театралов. Казахи продемонстрировали и визуально лаконичный спектакль «Язычники», и масштабное зрелище-эпопею «А в пустыне мертвая тишина». А вот тбилисский «Ревизор», к сожалению, был сыгран актерами без особого вдохновения. Я задумалась о прививке европейского театра восточному, он очень интересно там развивается: например, директор «Жастар театры» показал нам на смартфоне отрывок мюзикла «Моцарт».
Я хотела бы выделить спектакль «Дорогая Елена Сергеевна». Возможно, текст устарел, но в нем поднимаются важные темы. Для подростков никто сейчас не пишет пьес, и фильмы про них не снимают — они остаются наедине с собой и интернетом.
Елена Мальчевская, старший преподаватель кафедры литературно-художественной критики Института журналистики БГУ, театральный критик (Минск)
Мне импонирует демократизм «Белой вежи», когда в одной программе сочетаются разные театральные направления и взгляды. Снова вспомнила о «Чайке» и «Язычниках». Меня в этих спектаклях интересует режиссерская работа с текстом. В первом случае режиссер позволяет себе отказаться от классического текста, оставляет только границу, обозначив, что речь пойдет о «Чайке» Чехова. А в другом случае режиссер работает с достаточно непростой новой драмой.
Очень важное событие, я не говорю сейчас о качестве спектакля, — приезд Туркменистана на фестиваль. Белорусские спектакли в этом году выглядели достаточно бледно, что тоже характеризует театральный процесс.
Для меня важным был блок моноспектаклей: «Рудольф Нуриев. 48 часов», «Чаплин», «Ксения». Я рада интересу, вызванному этим направлением. В Минске, например, моноспектакли практически исчезли из афиш репертуарных театров. А еще важно, что в центре каждой из этих работ — личность, которую режиссер хотел «разгадать».
Мало сегодня говорили о спектакле «Хор сирот». Он подтверждает одну из тенденций постдраматического театра: многое зависит от того, в какой точке зрительского пространства ты находишься. Я сидела близко к актрисе, чувствовала аромат духов, заглядывала в ящичек стола и воспринимала ее не только строгой надзирательницей, как, например, зрители шестого ряда. Возникает новая дистанция между зрителем и исполнителем.
Несмотря на демократизм фестиваля, при подходе к составлению программы, на мой взгляд, необходимо проявлять больше авторитаризма. Поскольку разбежка широкая: спектакль из казахского шоу-кейса «Язычники» и практически студенческая работа «Ведьма». Эту дистанцию на международном фестивале можно было сократить.
В финале обсуждения директор фестиваля Александр Козак заявил:
Мне не удалось услышать все, что наши критики говорили о программе, но единственное за что я хочу попросить прощения — за спектакль, который пришлось поставить на замену («Жених и невеста» — прим. «Культпросвет»). А все остальное меня устраивает.
Конечно, о вкусах не спорят, и очевидный плюс «Белой вежи» — это возможность увидеть «срез» будничного театрального процесса соседних стран и сравнить его с белорусской реальностью. Тем не менее, вопрос о дистанции между лучшими и худшими спектаклями остается открытым, и на самом деле хотелось бы, чтобы фестиваль ее сокращал, как это было раньше.
Однако данное расстояние может стать еще больше. В одном из интервью Александр Козак сообщил, что больше внимания будет уделяться коммерческой составляющей фестиваля, и для этого придется включать в программу популярные спектакли, у которых есть «звездное» имя. Какие именно звездные имена имел в виду директор фестиваля, пока остается загадкой. Остается надеяться, что речь идет не о спектаклях антрепризного плана, а о таких мэтрах театрального мира, как, например, Альгирдас Латенас, Эймунтас Някрошюс, Кшиштоф Горбачевский. Потому что именно «Белая вежа» в свое время познакомила с ними брестского зрителя.