Культпросвет поговорил с Кристиной Матвиенко, куратором Школы современного зрителя и слушателя Электротеатра, о реконструкции, привлечении новых и возвращении старых зрителей и работе с Борисом Юханановым.
О концепции развития театра
В июне 2013 года Борис Юхананов выиграл конкурс концепций развития театра имени Станиславского, который проводил Департамент культуры г. Москвы, и был назначен художественным руководителем театра. Борис Юрьевич разработал концепцию, в которой, с одной стороны, говорилось о том, что репертуар театра будет выстраиваться с приглашением европейских мастеров, а, с другой стороны, делался акцент на поддержке российской режиссуры и выращивании своих молодых режиссеров.
Согласно концепции, Электротеатр должен был стать круглосуточно работающей площадкой в центре Москвы, где будут осуществляться образовательные, клубные, музыкальные и кинопроекты. В плане реализации концепции развития театра Юхананов оказался тем человеком, который отвечает за свои слова. И уже сейчас, по прошествии времени, мы видим, что в этом открытом для горожан месте на самом деле сосуществуют разные потоки, но это не ДК — центром всего остается именно театр.
Здесь были мастера — Кастеллуччи, Геббельс, Терзопулос, здесь работает очень много молодых режиссеров, которые вращаются вокруг проекта «Золотой осел», Борис Юрьевич сам выпускает спектакли, в Электротеатре есть современная опера, функционирует Электрозона. Программированием событий в Электрозоне я занимаюсь вместе с моей коллегой Анной Небесихиной: здесь есть пространство для лекций, встреч, театральной лаборатории, иногда здесь проводятся перформансы и выставки, на Электролестнице проводятся музыкальные мероприятия.
Согласно концепции, происходящие в Электрозоне события не должны быть направлены на то, чтобы напрямую объяснять сложное искусство простым зрителям, потому что этих простых зрителей уже нет. Борис Юрьевич называет их «разночинцами» — он имеет в виду публику, которая, не имея свободных денег на образование, может приходить в театр и вступать в диалог с крутыми художниками или теоретиками из самых разных областей. У нас проходит очень много бесплатных мероприятий, а если вход платный, то билеты совсем дешевые.
О финансировании театра
В нашем театре демократичные цены на билеты и около 200 мест в зале. Можем ли мы этим зарабатывать и содержать театр? Я не думаю. У нас обычные зарплаты, но дорогие спектакли, затратные привозы и, конечно, это все не может упасть на плечи Департамента культуры г. Москвы, они и так урезают бюджеты – с этим сталкивались и Центр имени Мейерхольда, и Гоголь-центр.
Примечание Культпросвета: В интервью журналу Forbes в апреле 2016 года Борис Юхананов рассказал, что после своего назначения худруком он учредил фонд поддержки театра, понимая, что денег, выделяемых из бюджета, будет недостаточно для проведения реконструкции и дальнейшего развития. Главным донатором фонда является основатель компании Yota Сергей Адоньев.
О начале работы Электрозоны
Благодаря сотрудничеству с «Золотой Маской» и Институтом театра нам удалось сразу запустить цикл встреч с удивительно интересными людьми. Каждая встреча была лучше предыдущей: когда в мероприятиях принимают участие Теодор Курентзис, Дмитрий Курляндский или Rimini Protokoll, Андрей Могучий или Борис Юхананов – это всегда событие, и недостатка в зрителях быть не может. Но даже если бы на эти встречи приходило не так много людей, в этом тоже не было бы ничего страшного. Борис Куприянов, владелец магазина «Фаланстер» как-то сказал мне:
Кристина, в будущее попадут немногие. Почему вы вообще заботитесь о том, чтобы у вас было много людей? С чего вы вообще взяли, что они должны прийти? Может, если их будет мало, но они будут более внимательными в пустом зале.
Об аудитории
У нас на стажировке была студентка Высшей школы экономики, которая занималась анкетированием. Результаты анкетирования показали, что основная часть зрителей пришла в Электротеатр за Юханановым. Молодую публику привлекла красота и открытость театра, при этом здесь люди не чувствуют себя оскорбленными роскошью.
Часто я вижу, как в театр заходят взрослые женщины, начинают рассматривать афиши, спрашивают, что такое Электротеатр. Это те люди, которые наверняка ходили в этот театр раньше, они знают, кто такой Коренев (Владимир Борисович Коренев, Народный артист России — Культпросвет), но они не понимают, что значит это название, эта лампочка на логотипе, почему здесь теперь это оголенное пространство. Некоторые спрашивают, зачем мы сменили название, ведь раньше было хорошо и правильно: драматический театр имени Станиславского. И все эти изменения, произошедшие в театре, в какой-то степени не до конца понятны, это надо учитывать и с этим работать.
На спектакле «Синяя птица», в котором играют Коренев и Константинова (Алефтина Константиновна Константинова, Заслуженная артистка России — Культпросвет), я вижу взрослых людей, которые, скорее всего, помнят фильм «Человек-амфибия», и, видимо, эта память заставляет их прийти сегодня в Электротеатр и купить билет. В то же время мне кажется, что чисто интерьерно, визуально, театр может отпугивать пожилых людей. И это понятно, ведь наши пожилые люди не имеют возможности ходить, например, в бары: финские дедушки ходят, а наши не ходят — и в этом разница. И одна из наших долгосрочных задач — сделать так, чтобы привлечь их в театр и показать, что это не что-то страшное и новомодное, а подходящее и для них.
О труппе Электротеатра
Труппа театра сегодня очень разнородная: это и те актеры, которые работали еще в 90-е годы при Мирзоеве, Ахрамковой, Козаке (Владимир Мирзоев, Татьяна Ахрамкова, Роман Козак – в разные годы художественные руководители театра — Культпросвет). Позже они были разбавлены актерами из труппы Беляковича (Валерий Белякович, художественный руководитель театра до конца сезона 2012/2013 — Культпросвет). Когда Юхананов стал художественным руководителем театра, он никого не уволил, лишь несколько человек ушли сами.
Все эти актеры участвуют в спектаклях, они заняты в том числе и в работе студентов «Золотого осла«. Мне кажется, что через этих артистов может лежать путь к тем взрослым зрителям, которые ходили в наш театр до реконструкции. Нельзя ведь делать все только для молодежи, эта геронтофобия уже надоела, это фашизм.
Об отличиях от образовательных программ других театров
У Юхананова есть установка на то, чтобы НЕ БЫТЬ эпицентром — не нужно натягивать на себя шапочку с колокольчиком и говорить, что я самый главный. Это железная установка – нам не нужно стараться быть лучше и быстрее всех.
При составлении программы, с одной стороны, мы выступаем фильтром для предложений, которые поступают от самых разных людей. С другой стороны, инициируем собственные мероприятия, которые каким-то образом могут отражать репертуар.
Мы поддерживаем самые разные инициативы, которые помогут нам выйти на новую аудиторию. Так, например, мы понимаем, что книжная лавка «Порядок слов» привлекает к нам литературное сообщество, потому что здесь продаются книги российских современных поэтов и они устраивают здесь свои презентации. То есть мы работаем с разными комьюнити, которые благодаря профильным событиям приходят или проходят через театр. Пусть эта публика мало конвертируется в театральную публику – как правило, они ходят только на свои мероприятия, но в наших чаяниях нет прагматики: важно создать живую среду, а не заставить всех купить билет на спектакль.
Чудесное свойство Юхананова заключается в том, что он ничего не запрещает. Он за алеаторику — чтобы был самоорганизующийся хаос, приносящий плоды.
Мы стремимся налаживать долгосрочное сотрудничество. Если кто-то приходит к нам, например, с предложением организовать лекторий об опере, то, конечно, нам это интересно и нужно, потому что современную оперу мало кто понимает и знает, а ее основные действующие лица — это очень умные и интересные люди. И вот оперный критик Елена Черемных ведет большой кураторский проект «OPERA РЯДОМ».
О привлечении новой аудитории
В прошлом году Дирекция образовательных программ Департамента культуры г. Москвы обратилась к нам с предложением сделать курс по современному театру. В рамках курса мы дважды собрали разных лекторов из музеев, библиотек, театров, музыкальных и других учреждений культуры. Слушатели в группах оказались очень мотивированными. Мне кажется, что сегодня в театр снова начинают приходить абсолютно новые люди, отчасти и благодаря таким программам. Слушая выдающихся лекторов: от Юхананова до Серебренникова, люди понимают, какие персоналии работают в театре и почему это круто – ходить в театр.
Опыт показывает, что лучшие результаты дает камерная работа с постоянным кругом людей, когда есть непосредственный контакт с человеком и возможность строить диалог. Например, аудиторию в театр может привести маленькая лаборатория Theatrum Mundi, которая занимается научными исследованиями и глубоко разрабатывает теорию театра. Но «привести» — это не подходящее слово, ведь это чистый маркетинг, а хочется, чтобы пришла аудитория, которой театр интересен и нужен.