Меню

Новости

«Мирное время» в Музее кино

Обзор Александра Морунова

На этот раз минский фотограф Александр Морунов сходил в Музей истории кино на выставку Петра Таранды «Мирное время» и рассказывает, почему она получилась даже чересчур хорошей.

Александр Морунов — историк фотографии, сотрудник отдела экранных искусств Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси

Не слишком давно и не так уж недавно, когда наши бабушки и дедушки были еще достаточно молоды, а война и другие злоключения остались уже позади, в Западной Беларуси делал свои снимки фотограф-любитель Петр Таранда — снимал обычную жизнь обычных людей. Непринужденно, для домашних просмотров — вполне популярное увлечение времен Instagram, только до Instagram и прочих этих наших интернетов. Соседи, родственники, коллеги, друзья — в обыденной обстановке, без вычурных мизансцен и серьезных лиц для парадных портретов. Главное — без желания «казаться». Супермоделью, крутым парнем или гением фотографии. В этом фишка. Все время, сколько в принципе существует фотография, те, кто в кадре, стараются выглядеть лучше, красивее, моложе, умнее, богаче, чем в жизни: профессиональный фотограф зарабатывает на этом, а любитель демонстрирует собственную оригинальность. Здесь — ни того, ни другого. Поэтому выставка.

«А людзі, аказваецца, ва ўсе часы аднолькавыя», — собственно, чтобы в этом убедиться, стоит прийти на выставку. Мода, костюм, историзм, амбиции по обе стороны камеры — Петр Петрович сумел избежать всего этого и показать людей в их естественной жизни. Это во все времена одинаково редко. То, что кадрам не менее полувека, здесь сокращает дистанцию.

В зале фоном идут старые советские фильмы: «Наши соседи» и другие. Голоса из кино озвучивают снимки на стенах, которые отражаются в экране. Условность искусства. Сюда бы те пленки — магнитофон с голосами тех самых людей, что записывал дядька Петрик…

А вы когда-нибудь испытывали ощущение неловкости, когда хорошие люди, скажем, родня из деревни, приехали в эстетский интерьер и чувствуют себя в нем неловко — и галстук немного жмет, и новый костюм сковывает? Хотя люди хорошие и отнюдь не дикари, да и интерьер замечательный. Зал в Музее кино хорош: белые стены, черные рамки, строгость, лаконичность. И фотографии действительно примечательны, только слишком живые и непринужденно-провинциальные в хорошем смысле. Такое сочетание выходит каким-то чересчур эстетским — слишком хорошая выставка.

Когда: до 17 июня
Где: Музей истории белорусского кино (ул. Свердлова, 4)
Для кого: для путешественников во времени — увидеть, как времена меняются больше, чем люди
Билеты: 3.5 BYN

А еще вы можете почитать обзоры Морунова на выставки «Монохром»«Долгий день» Шумилина, «Взгляд» Лео Тимма, «Люди одной земли»выставку китча и творческий цикл «Феи».

telegram-4

Top