Меню

Новости

360 градусов искренности

Премьера циркового спектакля «360 градусов» с говорящим подзаголовком «Новый российский цирк на театральной сцене»

«Культпросвет» посмотрел на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда премьеру циркового спектакля «360 градусов» с говорящим подзаголовком «Новый российский цирк на театральной сцене» (режиссер и хореограф – Дмитрий Филиппов (Дима Мелкин), драматург – Любовь Мульменко).

Акробаты на шесте и трапеции, красавец-атлет, выделывающий замысловатые фигуры, стоя на одной руке, милейшая дрессированная собачка, жонглер, девушка с обручем… Все эти элементы программы были связаны между собой эмоциональным сюжетом и повторяющимися мотивами. Более того, каждый номер, в отличие от традиционного для неискушенного зрителя цирка, стал не только демонстрацией потрясающих физических умений, воли и мастерства, но и попыткой нарисовать портрет конкретного артиста: выступления сопровождались динамичным видеорядом и монологами героев. Таким образом, спектакль состоял из мини-историй, рассказывающих о судьбах и закулисной жизни их центральных фигур, погружая зрителей в прошлое и душевные глубины людей, стоящих на арене.

Из механических цирковых «марионеток», умеющих ходить на руках и висеть, уцепившись за перекладину пальцами ног, артисты благодаря такому «объемному» подходу превратились в сложных, наполненных, чувствующих персонажей. Даже могучий и мужественный атлет, раскрывшись в монологе, начал казаться хрупким и уязвимым, а изящная игра жонглера с предметами обернулась внутренней историей упорного преодоления неудач и жизненной философией.

«Культпросвет» посмотрел на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда премьеру циркового спектакля «360 градусов»

В итоге действо перестало быть привычно обезличенным – оно наполнилось совершенно новым качеством, эмоциями, смыслом. Этот исповедальный полуцирк-полутеатр цепляет не только на зрительном уровне – он заставляет сопереживать каждому движению, каждому усилию человека, c волнением наблюдать за новым замысловатым кульбитом.

Игривые юмористические вставки отлично разбавили общий пронзительно-серьезный тон. Однако несмотря на их присутствие зрелище все равно получилось тревожным и рефлексивным. А камерность происходящего способствовала близкому соприкосновению с внутренним миром артистов.

Подобная трактовка циркового действа раздвигает границы предсказуемого жанра и позволяет зрителям вступить на неизведанную территорию открытия. Ожидание от представления на арене непременной легкости, детскости и грандиозности в данном случае оборачивается разочарованием. Однако отход от чистой развлекательности и ориентации на «спецэффекты» позволяет направить зрительский фокус на куда более хрупкие и тонкие материи.

«Культпросвет» посмотрел на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда премьеру циркового спектакля «360 градусов»

«Культпросвет» посмотрел на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда премьеру циркового спектакля «360 градусов»

Создателей спектакля стоит поблагодарить за смелость и подлинность в карнавальном жанре, за решение отказаться от цирковых персон чудодея и сверхчеловека в пользу задушевного и серьезного разговора. Сегодня вряд ли кого-то удивишь даже самым пафосным и многофигурным зрелищем, а вот интонации искренности, теплоты и самоиронии воспринимаются как что-то давно забытое или редко встречающееся. Именно поэтому соединение изначально очень торжественного, эффектного и громкого вида искусства с поэтической лиричностью и насыщение его почти кинематографическими крупными планами выглядит особенно интересно.

Top