Меню

Новости

(За)очное образование. Июнь

Ольга Шпарага: «Современное знание может быть полезным, с ним можно и нужно разбираться»

Ольга Шпарага, философ, руководительница концентрации «Современное общество, этика и политика» Европейского колледжа Liberal Arts в Беларуси, рассказывает о дигитальном будущем, которое уже влияет на социум и современное образование.

Дигитализация и студенты будущего

Сегодня этот процесс протекает практически на всех уровнях социальной жизни: в минских галереях уже появились выставки с дополненной реальностью, урбанисты обсуждают умные города, а социальные медиа пытаются управлять нашими потребительскими желаниями, потому что мы активно и безответственно разбрасываемся нашими данными в интернете. Задача номер один для студентов будущего   узнать об имеющихся дигитальных инструментах и научиться пользоваться ими самостоятельно либо с помощью специалистов из IT-сферы, научиться говорить с этими специалистами на одном языке. Последним же важно предложить расширить их культурное и социальное воображение, чтобы видеть, как то, что они делают и могут делать, встроено в общественные процессы.

Если говорить о естественных науках, то сейчас мы живем в эпоху постистины или post-truth politics. Каждый день нам приходится задумываться, какой информации можно доверять, а какой нет; какие знания нуждаются в проверке, а какие уже зарекомендовали себя. Мы живем в мире, где постоянно предлагаются различные научные и псевдонаучные фейковые обоснования, и общее представление о ситуации и прогрессе в различных науках тут играет очень большую роль. И это важно для специалистов из любой сферы.

шпарага-9

О публичности знаний

Весенний семестр этого года я провела в университете New School Нью-Йорка и была поражена, насколько публична американская наука в сравнении с европейской. Американские исследователи умеют подавать информацию широкой аудитории, при этом не упрощая ее.

Так, невозможно рассказывать о гендере, не употребив при этом слова «гендер». А люди его не знают. И тогда нужно давать определения или приводить примеры ко всем своим словам. Это вызов для исследователей-теоретиков.

Современное знание может быть полезным, с ним можно и нужно разбираться. И без понимания современных технологий сегодня не обойтись. Они уже влияют на различные социальные процессы. Меняется рынок труда, но с течением времени он изменится еще больше, и это нужно вообразить уже сегодня, чтобы найти свое место в обществе будущего и помочь в этом другим.

шпарага-4

Как будет выглядеть дигитальное будущее и как стоит к нему готовиться

Эти вопросы были в центре обсуждения сразу нескольких больших международных конференций, прошедших в Германии в октябре-ноябре этого года, в которых мне удалось поучаствовать. Одна из них собрала ведущих экспертов в сфере дигитальных технологий и инноваций, таких как Пол Мейсон или наш соотечественник Евгений Морозов. Речь шла о том, что, независимо от того, сколько профессий останется в будущем и сколько сфер перейдут в ведение искусственного интеллекта, в сфере компетенций людей останется принятие важнейших политических решений, касающихся устройства социальных институтов, распределения ключевых благ, обеспечения социального включения.

Можно сказать, что, наконец, настает момент, когда люди смогут заняться решением важнейших вопросов своего существования и сосуществования, а не отвлекаться на задачи производства конкретных товаров и услуг. Это значит, что у нас появится возможность заниматься собой и своими сообществами. Не экономическая эффективность, а осмысленная жизнь в своем доме, дворе, в процессе образования детей, заботы о людях, которые в ней нуждаются, а также конструирование той среды, в которой каждый человек сможет быть именно собой, справиться с социальным отчуждением и стереотипами, станут центральными в нашей жизни. Но проблема в том, что всем этим вещам нужно учиться. Именно поэтому мы и создали программу Arts, Science and Technology, в рамках которой мы выбрали шесть направлений обучения soft skills: жить в сообществе, исследовать, критиковать, конструировать себя, организовывать, создавать. И формирование их всех, на наш взгляд, возможно именно на пересечении liberal arts, IT и science потому, что технологии и научные достижения помогают в развитии soft skills, а также потому, что они могут этому развитию препятствовать, например, когда мы перекладываем на технологии решение смысложизненных задач.

шпарага-5

О новой программе Arts, Science and Technology Program

Наша программа не является простым сложением уже существующих программ от Myfreedom и ECLAB. У AST Program своя концепция, над которой работали мои коллеги из ECLAB, коллеги из Myfreedom и приглашенные эксперты. Важными здесь будут три компонента: система liberal arts, современные естественные науки и дигитальная грамотность. Ведь все эти области уже продуктивно работают друг на друга, правда, скорее за пределами Беларуси.

Что позволит судить об успешности проекта? Наша изначальная задумка и нацеленность — это проектная деятельность в рамках программы. Например, в сфере НГО требуются новые инструменты для коммуникации или продвижения своих интересов. Для этого, с одной стороны, нужно понимать, как сегодня вообще возможно отстаивать интересы, как это делают в других странах, что в обществе мешает этому и как в целом можно представить то общество, в котором нам хотелось бы жить, где были бы представлены самые разные интересы. С другой стороны, представление обо всем многообразии IT-инструментов поможет выбрать именно те, которые позволят продвигать свои интересы непосредственно здесь и сейчас.   

О похожем опыте

Мне не нравится, когда открывается новый проект и говорится, что «мы первые, кто…». Потому что это обнуляет весь опыт «до» в других сферах. К примеру, программа Culture and Сreativity в рамках Create IT! Conference и других своих проектов знакомила нас с тем, как новые технологии меняют культурные проекты. Также в Минске регулярно проходят разные хакатоны, где встречаются программисты, архитекторы и представители других профессий.

шпарага-3

О запросе на новый формат и программы обучения

Проблема белорусского общества в целом — это гигантское недоверие к разного рода программам и институциям, вызванное разочарованием в гуманитарных и социальных науках, потому что они просто-напросто плохо преподаются в госвузах.  

Запрос на такую программу был как от наших прошлых выпускников ECLAB, так и от нас самих, преподавателей. Как мне кажется, он сформировался и в обществе в целом. За пределами Беларуси активно обсуждаются профессии будущего, новые типы экономик, дигитализация публичной сферы, культуры, политики. Не думаю, что мы останемся в стороне от всех этих изменений.

Мы бы хотели, чтобы в процессе обучения и общения с преподавателями студенты сами нащупывали те проблемы, которые важны для них и их сообществ. И чтобы на следующем этапе представители организаций, которые уже работают с этими проблемами, помогли оформить эти идеи в проекты. Среди наших партнеров — Makeout, Dotyk, Зеленая сеть, Историческая мастерская и другие. Конечно, какие-то проекты останутся только учебными, но мы все же нацелены на то, что большинство из них будут реализованы и окажутся полезными.

 

*Программа AST поддерживается МИД Германии в рамках программы «Укрепление сотрудничества с гражданским сообществом в странах Восточного партнерства и России».

Top