Меню

Новости

Юные эксцентрики в Тбилиси

Международная киношкола «Содружество молодых кинематографистов»

В этом месяце в Тбилиси прошла международная киношкола «Содружество молодых кинематографистов». В ее рамках состоялся конкурс короткометражных фильмов из постсоветских стран, а также ряд внеконкурсных показов самых заметных российских картин последних лет: от «Интимных мест» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой до «Франкофонии» Александра Сокурова.

Фильмы представляли сами авторы, выступившие в роли кураторов киношколы. Конкурс молодых режиссеров включил в себя 22 работы — в основном дипломные проекты, засветившиеся на фестивалях средней величины. Среди стандартных для такого уровня работ жанров можно было увидеть и несколько довольно эксцентричных фильмов.

23-летний выходец из Таджикистана Руми Шоазимов закончил ВГИК у мастера Владимира Меньшова. Получив, по всей видимости, довольно консервативное образование, в своей дипломной работе «Вездесущий», с размахом снятой на студии «Таджикфильм», Шоазимов обращается к жанру нуара. Снятый в Душанбе, старательно замаскированном под безымянный город, русскоязычный фильм вопреки всем усилиям не становится культурно нейтральным: речевые акценты и специфическая актерская школа оказываются слишком характерными. История по мотивам рассказа Эдварда Хоха — классический для нуара сюжет о мужчине, роковой женщине и накрывающей паранойе. К счастью, фильм не выглядит скучным поклонением жанру: абсурдный сценарий и стилизованная актерская игра вызывают как минимум улыбку. В одной из сцен страдающий от паранойи герой долго не может сосредоточиться и подобрать слова, чтобы заказать у официанта плов, а в другой жена отвечает отказом на ласки мужа, напоминая о его больном сердце. В экстравагантных попытках молодого режиссера вписаться в каноны нуара открывается правда о том, насколько близко находятся между собой серьезность и ирония.

С формальной точки зрения фильм «Молодой еще» Кантемира Балагова является полной противоположностью «Вездесущему». Он технически не прилизан, снят без бюджета и длится 48 минут. В 20 лет Балагов снял популярный в родном Нальчике веб-сериал после чего попал в мастерскую Александра Сокурова, который в качестве эксперимента набрал курс в Кабардино-Балкарском университете. Как и в 2014 году на фестивале в Локарно, Сокуров лично представил фильмы своих учеников в Тбилиси. «Молодой еще» рассказывает историю о Данте, выпускнике филфака, который работает на железной дороге, с ужасным шумом прибивая рельсы к шпалам, а потом с первого взгляда влюбляется в девушку в библиотеке.

В интервью времен веб-сериала Fellas, наполненного сценами насилия, своими любимыми режиссерами Балагов называет Тарантино, Нолана и Иньярриту. В интернете копий сериала не сохранилось, а теперь в своем фильме Балагов бесстыдно цитирует Годара. Пройдя обучение у Сокурова, он снимает кино, обладающее редкой для студенческих работ чувствительностью и чувственностью. В главном герое нет ни тени грубого мачизма, а центральная сцена секса захватывает дух своим эротизмом на грани хорошего вкуса. Длинная одноплановая сцена разговора молодой пары о потере девственности, снятая по ошибке в расфокусе, трогает своей искренностью и эксцентричностью вопреки техническому несовершенству. Когда смотришь работы начинающих авторов, в голове всплывает вопрос: а могла ли так выглядеть первая работа какого-нибудь знаменитого режиссера? В том случае, когда они начисто лишены эксцентричности, представить себе это очень сложно.

Фильмы студентов мастерской Сокурова будут показывать с 14 по 17 июня в 11:15 на телеканале «Культура», включая кино Кантемира Балагова «Андрюха», которое покажут в пятницу.

Top