Меню

Новости

Юбилейный Smartfilm

Текст:

Фото:

Сегодня в кинотеатре «Центральный» открылся 5-й юбилейный фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm. Фестиваль в очередной раз даст возможность всем творческим, неординарным, активным, с опытом и без, профессионалам и любителям, проявить себя в кинематографе. Нововведением этого года станет дополнительное условие — участники должны будут снять буктрейлер. Организаторы фестиваля стремятся объединить новые технологии и литературу, показать, что современные тенденции и классика могут сосуществовать.

У всех желающих поучаствовать в Smartfilm есть время до 31 января включительно, чтобы снять свою небольшую (около трех минут) работу и отправить ее организаторам. Уже 12 февраля 2016 года мы узнаем победителей! Гран-при фестиваля в этом году составит 30 миллионов рублей. Призами в номинациях «Лучший монтаж», «Лучшие спецэффекты» и «Лучшая работа со звуком» станут смартфоны Lumia 550, в остальных номинациях — Lumia 950 от партнера фестиваля компании Microsoft. Жюри фестиваля отметило, что номинации, предложенные организаторами, могут меняться, сокращаться или же дополняться в зависимости от присланных работ.

О фестивале

За четыре года существования Smartfilm жюри отсмотрело около 600 видеороликов — это почти два дня у экрана. Более 120 работ приняли участие в фестивале в прошлом году. Аудитория проекта постоянно растет. И сегодня уже можно сказать, что из онлайнового проекта Smartfilm превратился в настоящий фестиваль.

Юлия Дайнеко, начальник управления маркетинга компании velcom, рассказывает: «Раньше ребята просто присылали нам свои работы, жюри их рассматривало, выбирался победитель — и все расходились. Сейчас акцент сделан на процессе, фестиваль становится местом знакомств, встреч. Еще в прошлом году мы запустили «Студию Smartfilm» — образовательную программу мастер-классов, дискуссий, воркшопов от практиков кинематографа. В этом году работа студии будет еще более широкой. Такой образовательный процесс формирует сообщество единомышленников, дает возможность обмениваться опытом, мнениями — постоянно взаимодействовать друг с другом».

Режиссер, сценарист, оператор Сергей Лебедев также отметил, что изюминка фестиваля — как раз в его мастер-классах, воркшопах: «Они  помогают будущим кинематографистам получить опыт, знания от профессионалов. Многим же начинающим не хватает именно знаний, которые они пополняют с помощью просторов интернета. На фестивале вся необходимая информация будет собрана воедино, ведущие кинематографисты помогут освоить азы, в том числе подскажут и технические моменты».

В этом году планируются мастер-классы как с белорусскими кинематографистами, так и с зарубежными. Тематика местер-классов будет известна позже, однако она обещает быть разнообразной. Например, специалисты компании Microsoft проведут мастер-класс, в котором помогут конкурсантам освоить новые технологии и научат использовать их для создания своих работ.

Меняется и отношение к фестивалю со стороны профессионалов. Так, кинокритик, программный директор Минского международного кинофестиваля «Лістапад» Игорь Сукманов признается: «В прошлом году, когда меня пригласили участвовать в этом проекте, я был настроен скептически. Мне казалось, что это будет один из бесконечных минифестивалей, в котором участвуют авторы, относящиеся к кинематографу, как к хобби, которые просто хотят попытать свое счастье на ниве любительской формы и самовыразиться. Результат меня поразил. Национальный конкурс «Лістапада» — это во многом итог прошлогоднего фестиваля Smartfilm».

Как видят фестиваль Smartfilm его участники, мы узнали из рассказа Митрия Семенова-Алейникова, молодого режиссера, участника фестиваля «Лістапад», призера velcom Smartfilm и венского кинофестиваля Let’s CEE Film Festival: «Для молодых режиссеров фестиваль — хороший первый шаг. Здесь есть конкуренция, и это здорово! Она мотивирует развиваться. Фестиваль помогает начинающим понять, в правильном ли направлении они идут, дает возможность поверить в себя. Хватит уже думать, что мы какие-то не такие».

Поможет нынешний Smartfilm и белорусским литераторам: «Благодаря фестивалю наши литераторы имеют возможность выйти из темных пещер, где они кропают свои произведения», — рассказывает Виктор Мартинович, писатель, журналист, искусствовед.

О буктрейлере

Особенность нынешнего фестиваля — задание снять буктрейлер — видеоролик по мотивам текста. Организаторы отмечают широкое поле для творчества. Это может быть иностранная, белорусская книга, уже изданная или еще не появившаяся на полках магазинов, проза, поэзия, драматургия. Это может быть текст даже самого участника или, допустим, комикс. Все, что угодно! Главное, чтобы это был именно буктрейлер, а не пересказ сюжета книги. Максим Жбанков, культуролог, киноаналитик, журналист, подробно рассказал о специфике такой формы: «Буктрэйлер — гэта спрынт, імпрэза кінарэжысёра наконт кнігі, рэжысёрскае, эмацыянальнае перажыванне кнігі. Гэта водгукі літаратуры на кінаэкране, спроба яго асэнсаваць. Па сутнасці, гэта партэт і кнігі, і аўтара відэароліка, сутыкненне двух суб’ектыўнасцей».

Особое внимание Smartfilm уделит буктрейлерам по произведениям белорусской литературы. Будет вручен специальный приз в номинации «Лепшы буктрэйлер беларускай літаратуры». Открыть заново белорусскую литературу с помощью мобильного кино поможет мастліт — экспертное сообщество известных белорусских мастеров слова (Андрей Хаданович, Владимир Орлов, Виктор Мартинович, Андрей Курейчик). Специально для фестиваля они подготовят «Портфолио» — топ-10 лучших белорусских произведений, достойных экранизации. «Портфолио» презентуют на первом мастер-классе «Студии Smartfilm».

Однако внимание к белорусской литературе не мешает фестивалю быть разносторонним. Организаторы отмечают, что белорусская основа — важный, но не основной критерий в анализе конкурсных работ. Участники могут снимать видеоролики по мотивам как зарубежных, так и белорусских произведений. Причем наши произведения могут быть как на белорусском языке, так и на русском.

Организаторы отметили важный момент: жюри будет анализировать буктрейлер, абстрагируясь от известности, величия литературной основы. Спрятаться за популярностью и знаковостью первоисточника не получится! Андрей Кутило, режиссер-докмуенталист, прокомментировал: «Галоўны крытэрый для журы — гэта кінамова трэйлера, а не літаратурная аснова. Безумоўна, нам будзе цікава пабачыць трэйлеры па творах Алексіевіч, напэўна, такія трэйлеры будзе цяжка аналізаваць, але мы будзем суб’ектыўнымі. Бо ў нас не «Нобель» за літаратуру, а Smartfilm за кіно».

Также в рамках фестиваля в Минске в декабре по аналогии с Ночью музеев пройдет Ночь библиотек, во время которой известные белорусские авторы и медиаперсоны публично прочтут отрывки из своих любимых литературных произведений. Возможно, такие чтения натолкнут участников на создание буктрейлеров по конкретным произведениям. Уже известно, что Виктор Мартинович прочтет отрывок из своего нового романа «Озеро радости», который выйдет весной: «Роман о том, как сложно взрослеть в Беларуси, в постсоветских условиях. Это попытка представить панорамное зеркало эпохи, в котором каждый сможет найти себя. Это будут «Отцы и дети» в современном звучании».

Правила участия, все новости фестиваля и регистрация на мастер-классы будут доступны на официальном сайте velcom Smartfilm.

Top