Меню

Новости

World Press Photo-2018

Обзор Александра Морунова

До 12 июня в Минске экспонируется именитая World Press Photo-2018, вы наверняка слышали. Минский фотограф Александр Морунов уже сходил на выставку и рассказывает, почему мы так хладнокровно «смотрим на чужие страдания». Обзор посвящен Сьюзен Зонтаг.

Александр Морунов — историк фотографии, сотрудник отдела экранных искусств Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси

Хвала всем богам — в Беларуси трудно найти сюжет для World Press Photo! Было дело в 1987-м: Юрий Иванов со снимком «Летучка на тонкосуконном комбинате» вошел в «Лучшие фотографии мира за 10 лет (1980—1990)». Ему помогли тогда ветер перемен и любопытство всего мира к жизни за железным занавесом. Назревал «русский бум», озолотивший многих, кто это любопытство сумел вовремя удовлетворить.

Тридцать лет тишины.

Но скоро, без лишних сомнений, все поменяется. Главное, чтобы не было войны. Эксклюзивный сюжет по рецепту WPPh наконец найден — это выставка WPPh. В тихой провинциальной стране, где ничего не происходит, в переполненном креативом культурном пространстве под расслабляюще-мажорную, как в гипермаркете, музыку девушки в тонких платьях и прочие мирные обыватели за умеренную плату созерцают в высоком качестве трупы, кадры терактов, вооруженных конфликтов, уличных протестов, социальных проблем и экологических бедствий.

Это устойчивый мировой тренд, описанный Сьюзен Зонтаг еще в 2003-м, однако до сих пор, кажется, не ставший фотографией: «Фотографии — средство для того, чтобы сделать «реальными» (или «более реальными») события, которые привилегированные и просто благополучные люди, возможно, предпочли бы не заметить. …но в культуре, радикально перестроившейся на коммерческий лад, требовать, чтобы образ кричал, ошарашивал, бил по нервам, — это уже элементарный реализм и трезвый деловой подход. Как еще привлечь внимание к твоему продукту или твоему искусству? Как еще заявить о себе, когда картинки обрушиваются на потребителя сплошным потоком, а горстку их показывают ему снова и снова? Образ как шок и образ как клише — две стороны одного и того же явления. «Красота будет конвульсивной, или ее не будет», — провозгласил Андре Бретон».

В наблюдении чужих бед, отдаленных от нас, и есть наибольший гротеск таких выставок. Мы сами — их посетители — на самом деле тут главный экспонат. «Кто такие «мы», которым адресованы эти шокирующие картины? Это «мы» включает не только сочувствующих маленькой стране или людей, борющихся за ее жизнь, но и гораздо более широкий слой — тех, кто лишь номинально озабочен гнусной войной в чужой стране». А что поделать? Как сказал Марк Аврелий, «люди всегда будут платить двум типам граждан — тем, кто их развлекает, и тем, кто их пугает». Ему ли не знать, что страх, если наблюдать его с безопасной дистанции, — это лучшее развлечение? Бренд World Press Photo это подтверждает. А фотография здесь лишь средство.

Аннотации к фотографиям можно найти на белорусском и английском языках — почему-то обошлись без китайского. Впрочем, большинство снимков бьют по мозгам сами по себе, не нуждаясь в особых комментариях. Не важно, что именно, где и с кем происходит, не принципиально, собственно, кто снимал, — картинка впечатляющая, а текст забывается быстро.

Когда: до 12 июня
Где: культ.центр «КОРПУС» (пр. Машерова, 9)
Для кого: для любителей острых ощущений в комфортной обстановке, эстетов, моралистов и амбициозных фотографов
Билеты: 5 BYN, льготный 2.5 BYN, для журналистов вход свободный

telegram-4

Top