Меню

Новости

Выставки в октябре

Никита Монич, научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь, как всегда очень увлекательно и экспрессивно рассказывает, на какие выставки в Минске стоит (и не стоит) идти в ближайшее время.

Как патриот места, в котором я работаю, без ложной скромности хочу рассказать про несколько очень крутых проектов нашего музея. Во-первых, сейчас у нас идет выставка буддистской бронзы, которую можно посмотреть раз в 30 лет — предыдущая выставка тибетского искусства из Эрмитажа приезжала к нам как раз в 1986 году. В этот раз выставка еще больше и лучше. Во-первых, это касается самой представленной коллекции – Государственный Эрмитаж это имя, которое мало с чем можно сравнить. Во-вторых, здесь представлен буддизм Ваджраяны: тибетский, китайский, монгольский, бурятский, непальский, бутанский, — в нашей стране таких вещей просто нет в открытом доступе. Это не просто старые вещи, это вещи невероятно качественные. У нас есть, конечно, какое-то количество буддистских бронз, в Бресте есть немножко тханок, отобранных у контрабандистов, но древность, разветвленность географии и офигительный художественный уровень этого проекта делают его абсолютно уникальным.

Прямо напротив, на том же этаже, 30 сентября открывается большая христианская выставка, которая ездила в Ватикан и вернулась этим летом с целой книгой отзывов, исписанной итальянцами и не только, смотревшими на белорусское сакральное искусство. Оно вообще не очень часто ездит за рубеж – вот так помногу, официально, тем более не современное, а старое и на такую статусную площадку.

5 октября открывается выставка, на которой будут представлены работы из частного собрания московского коллекционера Александра Володчинского – 150 произведений XIX века. Володчинский имеет коллекцию уровня государственного музея. Это русское искусство, классно собранное, очень репрезентативное, очень яркое. Получается, что за «старым» искусством – к нам.

monich-1

За «новым» искусством нужно идти на две площадки. Во-первых, в Доме картин проходит выставка «New Paint» из собрания негосударственного Музея современного искусства ЭРАРТА. ЭРАРТА – это явление, интересное само по себе. Это молодой частный проект, крупнейший в Восточной Европе, который ставит перед собой довольно амбициозные цели — они собираются представлять искусство всей России, и не только через молодых художников, а еще и через художественное наследие. Так, на выставке, которая приехала в Минск, представлен питерский нон-конформизм 70-х, газаневская культура и современные художники. Это очень контрастная и очень неплохо сделанная экспозиция. Я водил там экскурсии и как экскурсовод могу сказать, что организаторы постарались — эту выставку интересно смотреть, во многом благодаря тому, что сначала идут работы современников, а потом «старичков». Все работы датированы 2000-ми, и, получается, что хоть они и созданы в одно время, но разными поколениями художников, и это очень заметно. У стариков видно то, как под прессом времени и неофициальной культуры выкристаллизовывалось совершенно другое по мощности искусство. И если вы хотите посмотреть, почему современное искусство зачастую не то чтобы уступает, но кажется как будто увиденным сквозь экран — это так характерно для поколения фейсбука, — то за этим в Дом картин.

monich-3

И если говорить о родном, но современном, — то это Осенний салон с Белгазпромбанком, который открывается 6 октября во Дворце искусств. Проект существует уже второй год, в этот раз будут представлены работы 130 авторов: белорусов и несколько французов, к тому же мы готовим большую образовательную программу. Соответственно, в этом году идея Салона – преодоление кастовости в восприятии современного искусства, акцент на продолжении детских занятий, специальные экскурсии для слушателей Университета третьего возраста, а также для всех сочувствующих, пенсионеров и желающих в рамках программы, которую мы предварительно назвали «Как я перестал бояться и полюбил современное искусство». Там будут также авторские экскурсии и небольшой лекторий. И если в прошлом году в рамках дополнительной программы Салон представлял скорее взгляд преподавателей и экспертов из ЕГУ, то в этом году мы пытаемся дать слово официальным площадкам. Будет пару лекций от сотрудников Национального музея, пару лекций от НЦСИ, лекции от независимых исследователей. Мы хотим попытаться чуть полнее и более разносторонне посмотреть на проект. Представленные работы очень контрастны, и, увидев их, можно сложить какое-то впечатление о том, что собой формально представляет современное белорусское искусство, потому что критерии отбора были очень простые – белорус или белоруска от 18 до 40 лет. Эта выставка также поможет понять, что внутри современного белорусского искусства как живого организма есть хорошее искусство и плохое, и, что еще более важно, — близкое конкретному зрителю и «не близкое». Этот проект стоит смотреть хотя бы для того, чтобы либо выстроить, либо обновить собственные взаимоотношения с белорусским искусством. В прошлом году в рамках Салона были представлены гениальные экспозиционные решения: вот висит пейзаж Павла Масленникова, а напротив него — ванна Антонины Слободчиковой (инсталляция «Священный ужас» — Культпросвет). И когда эти объекты находятся друг напротив друга, и ты приводишь группу людей, на этой паре можно объяснить, в принципе, многое о диапазоне современного искусства.

monich-2

Я еще не видел проект «Один и многие» Константина Селиханова в Музее-мастерской Азгура, но хочу туда попасть, потому что для реализации проекта автор частично выстроил новое пространство внутри музея. Работа с пространством – это то, чего часто не достает нашим площадкам. Первыми ласточками в этом плане были Галерея «Ў» и НЦСИ, но, как мне кажется, в Музее Азгура с этим работают смелее всего, — возможно, к этому располагает архитектоника музея, которая позволяет все эти эксперименты.

Но больше всего из всех будущих выставочных проектов меня интригует Белорусская Неделя Искусств, которая пройдет в Доме Москвы с 22 по 29 октября. Этот проект примечателен уже своим пресс-релизом. Там ведь среди организаторов даже Всемирный Фонд Искусств. Вообще, надо туда пойти и посмотреть, тем более что это уже 4-я выставка, и на ней обещают показать просто манну небесную. Туда стоит сходить хотя бы для того, чтобы преодолеть естественный скепсис, который возникает относительно мероприятий такого формата и описанных в таком духе, а придя, возможно, уже аргументированно  укрепиться во мнении о том, что этого делать не следовало. Белорусам свойственно обхаивать все подряд, еще не узнав, что это такое, а значит, нужно преодолевать это в себе. Вот для этого стоит туда пойти. И я надеюсь, конечно, что я ошибаюсь, и это будет хорошее мероприятие.

Top