Вот-вот начнется IV Республиканский конкурс театрального искусства «Национальная театральная премия». В этом году она в очередной раз пережила трансформацию, пытаясь найти оптимальный вариант для определения самых достойных и лучших спектаклей и театральных деятелей. Но и в этот раз нашлись поводы для объективной и субъективной критики проведенных изменений.
В предыдущие годы вопросы у профессионалов вызывало наличие отдельных номинаций, в которых определялись лучший балетный, оперный и музыкальный спектакли, при том, что в них представлены были зачастую по одной постановке. Ситуация практически не изменилась
Надежда Бунцевич, театральный и музыкальный критик
«Сегодня Национальная премия выглядит дополнительной государственной поддержкой двум театрам — Музыкальному и Большому, которые по-прежнему конкурируют сами с собой в номинациях «Лучший оперный спектакль», «Лучший спектакль балета» и «Лучший спектакль музыкального театра» (источник: Культпросвет)
Но в это раз многочисленные вопросы и неприятие вызвал также отказ от номинаций «Лучший режиссер», «Лучший сценограф», «Лучший композитор» и др., о чем открыто говорили представители театрального сообщества, например доктор филологических наук, театровед Татьяна Орлова.
Нарекания можно было услышать от экспертов и по поводу механизмов выдвижения постановок для участия в Национальной театральной премии. В результате некоторые достойные спектакли оказались вне игры.
Ряд субъективных и объективных причин привел к тому, что отдельные коллективы, например, Белорусский государственный театр кукол, чьи постановки «Интервью с ведьмами» и «Птицы» были признаны лучшими спектаклями 2015 года по результатам независимого голосования, отказались принимать участие в Национальной театральной премии. Также в конкурсе не участвовал театр «Территория мюзикла», который может составить конкуренцию государственным музыкальным театрам.
Некоторые экспериментальные работы, такие как моноперформанс «САД» Андрея Савченко или «Город солнца» Тани Артимович и Антона Сорокина, также оказались вне оптики национального конкурса. А между тем именно такие работы постепенно меняют театральный ландшафт Беларуси, приближая его к мировому.
Учитывая все замечания, вопросы и с уважением относясь ко всем участникам, организаторам Национальной театральной премии, членам экспертных комиссий и жюри, наша редакция решила не сотрясать лишний раз воздух, критикуя чужую работу и выискивая в ней недочеты, а взяться за дело.
Коль скоро в этом году в рамках Event-премии «Выбор года» выбирали самый лучший драматический театр, мы решили «Почему бы таким же народным голосованием не выбрать и самые-самые спектакли»?
Пытаясь использовать опыт многочисленных зарубежных театральных премий и отечественных конкурсов и опираясь на экспертное мнение членов отборочных комиссий Национальной театральной премии, а также представителей профессионального театрального сообщества и просто людей, небезразличных к театру, мы составили свой список «самых-самых» театральных событий и людей, которые эти события создали.
Для нас это голосование – вдохновение, ориентир и отправная точка, чтобы наладить обратную связь с теми, для кого и благодаря кому театр живет, кому он интересен и дорог в самых разных проявлениях, от выдержанной классики до радикальной альтернативы.
Голосование открыто для всех. В этом его прелесть и уязвимость. Оно не может быть прямым свидетельством профессиональных качеств той или иной работы, оно будет априори субъективным, в нем уже есть недостатки, которые мы надеемся в будущем исправить. Но для нас самым важным является то, что оно живое и позволит любому человеку, от профессионала до простого зрителя, свободно выразить свое мнение.
Мы надеемся, что этот проект будет полезен и интересен, ведь всех нас связывает любовь к театру и желание сделать белорусское театральное пространство лучше.