Программа «BELARUS OPEN» (27 сентября–2 октября)
«ПО ИМЕНИ ГОСПОДИН»
Филиппа Лёле (18+)
Центр экспериментальной режиссуры, Белорусская государственная академия искусств (Минск, Беларусь)
ГДЕ: на сцене Республиканского театра белорусской драматургии, ул. Кропоткина, 44
КОГДА: 27 сентября (суббота) 16.00
Стоимость билетов: вход свободный (предварительная запись по адресу artcorporationinfo@gmail.com с указанием имени и телефона)
Режиссер: Наталья Леванова
Описание: В своей пьесе Филипп Лёле описывает наше глобализированное капиталистическое настоящее с точки зрения «отказника». Без сарказма, но с большим количеством гротескного юмора. Не воинственно, не агрессивно и не поучающе Господин реализует в жизни свою догму – с тем последствием, которое, как кажется, раскрывает жизненную ложь тех, кто его окружает. Как кажется. Ведь и счастье Господина функционирует, в конечном счете, лишь «в ограниченном масштабе».
Продолжительность – 1 час 40 минут (без антракта)
«ШАБАНЫ»
Альгерда Бахаревича (18+)
Центр экспериментальной режиссуры
Белорусская государственная академия искусств (Минск, Беларусь)
ГДЕ: На сцене Республиканского театра белорусской драматургии
ул. Кропоткина, 44 посмотреть на карте
КОГДА: 27 сентября (суббота) 19.00
Стоимость билетов: 100 000 бел. руб.
Сценическая композиция, сценография и костюмы, режиссура: Елена Ганум
Описание: Первая сценическая версия романа современного белорусского прозаика Альгерда Бахаревича «Шабаны. История одного исчезновения», написанного в эмиграции в 2012 году.
Это история молодого белорусского писателя, долгое время прожившего в Германии и вернувшегося на родину. Это история молодой белорусской женщины, у которой внезапно пропал муж. Это и история Шабанов – микрорайона на окраине города Минска. Все эти истории в спектакле объединяет тема родины и главная проблема – проблема эмиграции и возвращения.
«… Когда покидаешь какое-то место и потом возвращаешься – возвращаешься ли туда, где был? Готовы ли жители этого места принять тебя нового? Возможно ли вообще куда-либо вернуться?…»
Продолжительность – 1 час 10 минут (без антракта)
«СТРИТВОКЕР»
Галерея реди-мейд объектов под открытым небом (18+)
Центр экспериментальной режиссуры (Минск, Беларусь)
Экспериментальный театр «KUD Ljud» (Любляна, Словения)
ГДЕ: Двор Дома-музея Ваньковичей, ул. Интернациональная, 33А
КОГДА: 28 сентября (воскресенье) 12.00
Стоимость билетов: вход свободный (предварительная запись по адресу artcorporationinfo@gmail.com с указанием имени и телефона)
Описание: Галерея «Стритвокер» – это способ видения, поиск закономерностей в нашем хаотическом мире, наполнение смыслом даже самых банальных вещей. Это практический эксперимент по изменению повседневной реальности при помощи воображения. А также это отличный способ создавать великие произведения искусства, не прилагая к этому ни малейших физических усилий!
За счет использования обыденных городских объектов в спектакле расширяется понятие реди-мэйд искусства. Городское освещение, дорожные знаки, потрескавшиеся стены, случайно найденные предметы, интересные виды и любые другие потенциальные арт-объекты оснащены табличками (название, автор концепции художественного произведения), и галерея современного искусства строится вокруг них.
«ЭТО ВСЕ ОНА»
Андрея Иванова (18+)
Читки пьес драматургической лаборатории
Центр белорусской драматургии (Минск, Беларусь)
ГДЕ: на сцене Республиканского театра белорусской драматургии
ул. Кропоткина, 44 посмотреть на карте
КОГДА: 28 сентября (воскресенье) 14.00
Стоимость билетов: вход свободный
Режиссер: Андрей Иванов
Описание: В пьесе несовпадение реальностей двух разных поколений выстраивает барьер между родными, но ставшими чужими друг другу людьми. Каждый поодиночке переживает общую семейную трагедию. Герои выбирают закрытое пространство собственного мира вместо того, чтобы пытаться найти контакт друг с другом. В поисках выхода из сложившейся ситуации мать регистрируется в социальной сети под чужим именем. Познавая мир общения в интернете, насыщенный веб-сленгом и характерным молодежным языком, героиня сближается с сыном. Только вот реальное и виртуальное пространство по-прежнему противоречат друг другу.
Продолжительность – 1 час 30 минут (без антракта)
«ПЕЧАЛЬНЫЙ ХОККЕИСТ»
Павла Пряжко (16+)
Театр post (Санкт-Петербург, Россия), Центр визуальных и исполнительских искусств (Минск, Беларусь)
ГДЕ: Центр современных искусств, ул. Некрасова, 3
КОГДА: 28 сентября (воскресенье) 16.00
Стоимость билетов: 100 000 бел. руб.
Режиссер: Дмитрий Волкострелов
Описание: Тандем живущего в Минске драматурга Павла Пряжко и работающего между Санкт-Петербургом и Москвой режиссера Дмитрия Волкострелова — один из самых примечательных феноменов сегодняшней российской сцены. Репутацию лидера молодой российской режиссуры и первооткрывателя нового театрального языка ученик Льва Додина и основатель театра post заслужил в значительной степени именно благодаря постановкам пьес Пряжко — спектакли Волкострелова по пьесам белорусского драматурга дважды номинировались на высшую российскую национальную премию «Золотая Маска» и были показаны на многих ведущих российских и европейских театральных фестивалях.
Продолжительность спектакля – 40 минут (без антракта)
«Patris»
(18+)
Центр визуальных и исполнительских искусств (Минск)
ГДЕ: на сцене Дворца культуры МТЗ, ул. Долгобродская, 24
КОГДА: 28 сентября (воскресенье) 19.00
Стоимость билетов: 80 000 – 100 000 бел. руб.
Режиссер: Сергей Анцелевич
Описание: Режиссер Настя и оператор Костя снимают документальный фильм о том, что значат слова «родина» и «патриотизм» для их сограждан. Но личные и рабочие отношения главных персонажей сплетаются так же сильно, как любовь и долг связаны между собой в теме их фильма.
В процессе работы перед ними встает моральный выбор: уехать из страны или остаться. Ответственность за свой выбор каждому придется нести индивидуально. Им придется самим ответить на вопросы, которые они задавали прохожим.
Респондентами явились жители Минска. Авторы спектакля выводят на сцену галерею образов наших современников, стараясь воссоздать атмосферу, в которой познакомились с ними.
Продолжительность – 1 час 40 минут (с антрактом)
«ВАГОН»
Виктора Красовского и Ирины Гарец (18+)
Читки пьес драматургической лаборатории
Центр белорусской драматургии (Минск, Беларусь)
ГДЕ: в Мемориальном музее-мастерской З. И. Азгура, ул. З. Азгура, 8
КОГДА: 29 сентября (понедельник) 16.00
Стоимость билетов: вход свободный
Режиссер: Виктор Красовский
Описание: В пьесе «Вагон» война является отправной точкой для всех персонажей. В тексте мистическое не становится фантастикой, но превращается в тонкую метафору и дает пространство для размышлений. Художественность языка, внимание к деталям и образам, масштабность мысли создают объемность звучания пьесы.
Продолжительность – 60 минут (без антракта)
«ДЗЯДЫ»
Адама Мицкевича (18+)
Театр Ч (Минск, Беларусь)
ГДЕ: на сцене Центрального Дома офицеров, ул. Красноармейская, д. 3
КОГДА: 29 сентября (понедельник) 19.00
Стоимость билетов: 30 000 — 300 000 бел. руб.
Режиссер: Рамуне Кудзманайте
Описание: Сегодня поэма «Дзяды», один из шедевров европейского романтизма, так же актуальна, как и прежде. Она показывает боль белорусского общества того времени: запрет исторических символов, утрату национальной памяти и традиций, борьбу за чистоту души и самоидентичность. Спектакль наполнен аллегориями и метафорами, которые выразительно нашептывают подтекст и смыслы, позволяют понять то, что невозможно выразить словами. Странный и темный языческий ритуал почитания «дзядов» служит тому основой.
Продолжительность – 2 часа 20 минут (с антрактом)
«БИ-ЛИНГВЫ»
Республиканский театр белорусской драматургии (Минск, Беларусь)
ГДЕ: на сцене Республиканского театра белорусской драматургии, ул. Кропоткина, 44
КОГДА: 30 сентября (вторник) 19.00
Стоимость билетов: уточняйте в кассах РТБД
Режиссер: Андрей Савченко
Описание: Сегодняшние монологи, разговоры, случаи являются своеобразными документами завтрашней эпохи. «Би-лингвы» — текст о человеке, который находится между двух культур, двух языков, двух миров.
Через свое отношение к языку герой пытается познать себя, свое место в этом мире, свое место в истории, пытается объясниться с окружающими либо осознать невозможность взаимопонимания.
Мысли и их отсутствие, рефлексия и ирония, язык — как средство почувствовать свои корни во время смешения наций и вымирания языков.
Продолжительность – 40 минут (без антракта)
«ЕСЛИ ЗАВТРА НЕТ…»
Дмитрия Богославского (18+)
Республиканский театр белорусской драматургии (Минск, Беларусь)
ГДЕ: на сцене Республиканского театра белорусской драматургии, ул. Кропоткина, 44
КОГДА: 1 октября (среда) 19.00
Стоимость билетов: уточняйте в кассах РТБД
Постановка и сценография: Александр Гарцуев
Описание: Мир раскололся пополам, мир летит в пропасть…
Антон, имея от роду 16 лет, разуверился во всем свете. Родители уехали в Лондон и там вторую неделю «отрываются». Дома парализованный безмолвный дед, а этажом ниже живет любимая девушка, которая вдруг не захотела видеть и знать Антона.
Вот они – перила балкона на девятом этаже… Они скрипят, подрагивают и прогибаются под тяжестью тела Антона. Шаг вперед – и завтра уже не будет!
Но внизу стоит дворник Василий. Он не приходит в ужас, не кричит, а только смотрит вверх, почему-то ехидно улыбается и …
Так как же быть дальше герою пьесы и спектакля?
Продолжительность – 60 минут (без антракта)
«СЕКУНДА»
(18+)
SKVO’s Dance Company (Минск, Беларусь)
ГДЕ: на сцене Дворца культуры железнодорожников, ул. Чкалова, 7
КОГДА: 2 октября (четверг) 19.00
Стоимость билетов: уточняйте в кассах ДК железнодорожников
Хореография: Ольга Скворцова в соавторстве с артистами.
В постановке принимает участие музыкальное трио PortMone
Описание: «Он не заметил, в какой момент вокруг все поплыло. Видел своих друзей и женщин, плавающих в мутном отсвете лампы, невесомых и неосязаемых, говорящих слова, не разжимая губ, и подающих тайные знаки, не делая жестов».
Когда мы называем музыку проникновенной? Когда она буквально проникает в каждую клетку, в каждую жилу, проходит током через всю нервную систему, задевая самые сокровенные и глубокие раны. В этот момент время сжимается до секунды, секунды женского образа, который, проходя сквозь музыку, распадается на множество составляющих, что в результате приводит нас к личному.
Продолжительность – 60 минут (без антракта)
«ОДИН В КВАДРАТЕ»
(18+)
КТО: Театр танца «KARAKULI» (Минск, Беларусь)
ГДЕ: на сцене Дворца культуры железнодорожников, ул. Чкалова, 7
КОГДА: 2 октября (четверг) 19.00
Стоимость билетов: уточняйте в кассах ДК железнодорожников
Хореография: Ольга Лабовкина в соавторстве с артистами.
Описание: Живешь, обустраиваешь пространство, выстраиваешь время, строишь маленькие скорлупки или огромные дворцы своего душевного спокойствия… Все больше механических действий и шаблонных реакций – все меньше азарта, вдохновения и смелости. Один в квадрате – своеобразная модель мира, где каждый ограничен своей тщательно простроенной зоной комфорта. Мы рассуждаем о своих пока не достигнутых желаниях и пока не преодоленных страхах. Есть вещи, которые ты можешь сделать только сам, лично, один… Простить другого, повзрослеть, испытать волнение от запаха дождя, познать любовь, принять одиночество или, например, выйти из собственного квадрата – только сам, лично, один.
Продолжительность – 45 минут (без антракта)
Международная программа (3–22 октября)
«ЖАР-ПТИЦА»
Премьера (12+)
Национальный академический Большой театр оперы и балета (Минск, Беларусь)
ГДЕ: на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета, пл. Парижской Коммуны, 1
КОГДА: 3 октября (пятница) 19.00
Стоимость билетов: 30 000 – 65 000 бел. руб.
Восстановленная версия хореографии и постановка: народный артист России Андрис Лиепа
Описание: «Жар-птица» – первый балет на русскую тему в антрепризе Сергея Дягилева. У его истоков стояли двое: Игорь Стравинский, у которого «Жар-птица» стала первой балетной партитурой, прославившей имя начинающего тогда композитора за пределами России, и Михаил Фокин, артист балета и хореограф. Из их повседневных на вид музыкально-танцевальных занятий и родился шедевр – одна из первых и абсолютно новаторских красочно-декоративных партитур ХХ века, которая в форме отдельной музыкальной сюиты до сих пор часто исполняется на симфонических концертах лучшими дирижерами и оркестрами всего мира.
Продолжительность – 45 минут (без антракта)
«КРЕЙЗИ ЛОКОМОТИВ»
Станислава Игнатия Виткевича (18+)
Национальный словенский театр (Любляна, Словения)
ГДЕ: на сцене Республиканского Дворца культуры профсоюзов, пр. Независимости, 25
КОГДА: 4 октября (суббота) 19.00
Стоимость билетов: 50 000 – 200 000 бел. руб.
Спектакль идет на словенском языке с русскими субтитрами
Режиссер: Ерней Лоренци
Описание: Экспериментальная авангардистская пьеса «Szalona lokomotywa» польского писателя-романиста и драматурга Станислава Виткевича впервые была опубликована в 1923 году. Попытка поставить на сцене неоконченный шедевр, который автору так никогда и не удалось увидеть на театральных подмостках, ? это серьезное испытание и даже вызов, и с этим испытанием Национальный словенский театр справился с блеском, подтверждением чему являются многочисленные призы и награды.
Сценическое воплощение истории отличается дерзкостью и прямолинейностью. Двое матерых преступников захватывают поезд, бросив на платформе своих супруг. Они отправляются в свое последнее путешествие, поезд мчится на встречу смерти, но вот только они не единственные пассажиры этого поезда.
Гран-При 48-го Театрального фестиваля в Мариборе за лучший спектакль и лучшее музыкальное оформление (2013)
Приз Ассоциации Словенских актеров за артистические достижения актеру Альяжу Йовановичу (2012)
Продолжительность – 1 час 30 минут (без антракта)
«СМЕХ В ТЕМНОТЕ»
Владимира Набокова (14+)
Театр «Отель ПроФорма» (Копенгаген, Дания)
ГДЕ: на сцене Национального академического театра имени Янки Купалы, ул. Энгельса, 7
КОГДА: 4 и 5 октября (суббота, воскресенье) 19.00
Стоимость билетов: 60 000 – 350 000 бел. руб.
Спектакль идет на английском языке с русскими субтитрами
Автор идеи и режиссер: Кирстен Дельхольм
Описание: В этом спектакле датский театр «Отель ПроФорма» превращает обычное театральное представление в настоящее произведение визуального и аудиоискусства. Различные формы соединяются на сцене, позволяя зрителям стать полноценными свидетелями разыгрывающейся истории желания и обмана. Публика буквально окружена и взята в плен иллюзий, звуков, движений, музыки, а каждый человек в зрительном зале переживает каждое чувство главных героев как свое собственное.
Могенc Руков, создавший адаптацию романа Набокова для этого спектакля, известен как «серый кардинал» датского кино, в частности, он участвовал в создании сценариев фильмов «Идиоты» Ларса Фон Триера и «Торжество» Томаса Винтерберга.
Продолжительность – 1 час 25 минут (без антракта)