Меню

Новости

Винтажи и виражи

«Понимать не обязательно, как не обязательно видеть здесь красоту. Важно твое присутствие»

Минский фотограф Александр Морунов без устали мониторит столичные выставки. На этот раз он обозревает археологический проект Владимира Парфенка — и все для того, чтобы вы наверняка знали, что интересного можно посмотреть в рамках Месяца фотографии в Минске. Понимать не обязательно…

Александр Морунов — историк фотографии, сотрудник отдела экранных искусств Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси

Картинка понятна даже простом у поливщику полей, но две картинки, поставленные рядом, может понять только грамотный

Мика Валтари, «Синухе-египтянин»

Если долго сидеть перед монитором, можно видеть смену контекстов, когда моменты просветления неизбежно превращаются в винтажи. Пока не найдется очередной Шампольон или Кнорозов и все не испортит.

«Кніжная шафа», беларуская літаратура и другие произведения. Криста Белл в интерьере. Артюр Рембо в аннотации: «Причудливой мелодии не достает нашим желаниям». Если вы понимаете творчество Дэвида Линча, то вы Дэвид Линч.

Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» в субботу, 22 сентября, прибыла на историческую родину — в Курскую область.

Винтажные отпечатки. «Этот выставочный проект демонстрировался в различных галереях, среди которых Fotografisk Galleri (Копенгаген), Foto Medium Art (Вроцлав), галерея Дворца культуры г. Клодзко (Польша), а также в Витебском государственном художественном музее. Некоторые фрагменты проекта экспонировались на многих коллективных выставках белорусской фотографии за рубежом» (Владимир Парфенок). Пока ты, малолетний шалопай, жевал на стройке гудрон и списывал домашку на переменах, эти желатино-бромо-серебряные отпечатки на листах картона 22.5х28 см путешествовали по миру, их держали в руках и рассматривали Те-Кто-Понимает-Искусство. Теперь смотри сам, двоечник! Понимать не обязательно, как не обязательно видеть здесь красоту. Важно твое присутствие. Твой взгляд наполняет ауру этих предметов. Он делает тебя одним из Тех. Пройдет еще 20, 30, 100 лет. Кто-то в белых стерильных перчатках бережно извлечет карточки из конверта — в них будет и твое отражение. Ибо как ни старайся, все твои просветления — только комбинация единиц и нулей, а никак не Свидетельство. Хоть распечатай их на самой лучшей бумаге, лучшими красками на самом дорогом принтере, получишь просто распечатанный файл. У него не будет никакой ауры.

Или так: эти изображения — символы. Исследование границ. Это фотография, максимально свободная от своего референта. Нет людей или предметов, которые можно видеть на фотографии. Только сама Фотография. Где-то здесь изображение становится Текстом. Таким же текстом, как изображения, полученные цифровым способом. Произведением литературы, которое можно растиражировать сколько угодно без потерь смысла, но с неизбежной утратой значимости Оригинала. Так Гутенберг стал отцом демократии и секулярности мира.

Мы присутствуем при превращении. Искусство фотографии, закупоренное внутри фотоклубов СССР, бродило, настаивалось и было открыто лет 30 назад. Был большой бум. «Кажется, Айдан Салахова сказала в одном из интервью, что художники стали первыми «новыми русскими»…». «…Поезд ушел, «опоздавшие» растерянно толпятся на перроне…» («Книга для таких, как я», Макс Фрай). Не потеряв ценности, эти произведения утратили актуальность. И что теперь с этим делать, кроме как превращать контексты в легенды, смыслы в эзотерику, изображения в иероглифы, а бром-серебряные отпечатки в реликвии ушедшей эпохи. Нынче иконы актуальнее текстов.

Выставка проходит в рамках Месяца фотографии в Минске.

Когда: до 6 октября
Где: книжно-выставочное пространство «Кніжная Шафа» (пр-т Дзержинского, 9)
Для кого: для тех, кому надо было родиться хотя бы на 10 лет раньше
Билеты: вход свободный

Top