Как надолго мы задерживаем взгляд на фотографии? На секунду, полсекунды, четверть?
За неполные два столетия своего существования фотография распространилась так широко и настолько плотно интегрировалась в нашу жизнь, что мы сталкиваемся с ней по меньшей мере ежедневно. Цифровая камера есть в каждом телефоне, фотография используется в рекламе, медиа, интернете и на упаковках товаров. Сегодня в течение дня мы пропускаем через себя больше изображений, чем человек живущий в 50-х годах прошлого века видел за всю жизнь. Но вместе с тем мы разучились видеть важное в архивной фотографии, так как утратили понимание заложенных в ней культурных кодов.
Проект VEHA, сохраняющий историю белорусской фотографии, планирует издание уникальной фотокниги «Найлепшы бок»: более 100 снимков из разных городов и деревень, объединенные красивой традицией наших предков — фотографироваться на фоне «посцілак» и «тканых дываноў». Для создания этой книги участники и участницы проекта собирали и документировали все возможные данные для описания фотографий (год, место, имена героев и героинь, кому принадлежит архив). Но что можно сказать о фотографии, если не знаешь о ней ничего, а тех, кто мог что-то рассказать, уже нет в живых?
На прошлой неделе проект VEHA провел дискуссию «Фотоархив как инструмент культуры памяти», во время которой культуролог Лидия Михеева, историк Алексей Браточкин, культуролог Ольга Романова и историк Александр Долговский рассмотрели некоторые изображения из фотокниги «Найлепшы бок» и обсудили, может ли фотоархив стать инструментом культурной памяти и каким образом архивные фотографии могут способствовать пониманию определенного периода истории. Подобный разбор дает более глубокое понимание контекста времени и способен облегчить «чтение» семейных архивов.
По словам Алексея Браточкина, изучение фотографических изображений без знания контекста относится к сфере культурной истории и визуальному повороту. Если говорить о темах, которые исследуют те, кто занимается советским довоенным и послевоенным периодами, то это такие темы, как история советской субъективности, визуальная история, история эмоций и ряд других тем, связанных в том числе и с репрезентацией каких-то изображений. Так, например, образ работника или крестьянина, который конструировался в официальной пропаганде в 30-50-е годы ХХ века, наверняка отличался от канона семейных фотографий того времени — это могло бы стать одним из аспектов анализа изображений этой фотокниги.
Предлагаем и вам внимательно всмотреться в фотографии коллекции «Найлепшы бок» и попытаться найти в них «ключи», которые, на ваш взгляд, являются характерными для той эпохи, а затем сравнить их с мнениями экспертов и эксперток, которые представлены под фотографиями.
Какие вопросы возникают после более внимательного рассмотрения этих фотографий? Обращаете ли вы внимание на, в действительности, несущественные детали, которые, на самом деле, могут стать ключом к пониманию исторического и социально-культурного контекста?
Так о чем вам рассказывают эти фотографии?
О важности сообщества
Ольга Романова: То, что мы сегодня понимаем под фотографией, и то, что понимали под фотографией в довоенное и послевоенное время, — это совершенно разновекторные объекты. Например, на фотографии 1953 года «5А класс Нагарнянская НСШ» мы видим определенный ритуал, определенное послание потомкам, лица людей, которые серьезно относятся к тому факту, что их фотографируют. Если же вспомнить современные фотографии из соцсетей, мы увидим скорее индивидуальную историю, попытку ухватить момент, это послание вовсе не к потомкам, а к современникам, к нашей же социальной группе.
Лидия Михеева: Еще один интересный момент: учителя находятся очень близко друг к другу, соприкасаются плечами, две учительницы в середине кадра почти приобнимают друг друга — это знак сестринства, близости, очень характерный для послевоенного периода, когда чувство совместного пребывания в важной социальной ситуации объединяло людей, для них было важным их сообщество.
Александр Долговский: Я думаю, что в то время для многих детей школьные учителя практически выполняли функцию родителей. После войны был демографический кризис, было много детей, оставшихся без родителей, много матерей-одиночек.
Лидия Михеева: При внимательном рассмотрении этой фотографии возникает много вопросов. Почему только у одной девочки пионерский галстук? Это протест со стороны остальных или они просто еще слишком юные для такой практики? На фотографии — учитель средних лет: мог ли он участвовать в войне? Отсутствие медалей, например, не может свидетельствовать о том, что он не участвовал в войне, потому что празднование 9 мая сразу после войны было нивелировано и начало активно практиковаться и идеологизироваться начиная с 60-х годов. Почему на фото так мало мальчиков и почему они так сильно отличаются от девочек по возрасту? Может быть, мальчики заняты домашним трудом, поэтому не могут учиться?
Об отличии живых людей от предлагаемых советских конструктов
Ольга Романова: Эта фотография 50-х годов сделана в Брестской области. Мне кажется, что у мужчин здесь разный социальный статус, например, у человека в шляпе еще и часы на руке — скорее всего, раньше он жил в этой же деревне, но сделал карьеру в городе и показывает себя здесь как горожанин.
Алексей Браточкин: Мне на этой фотографии бросились в глаза воротники рубашки: во-первых, они по-модному заостренные, а во-вторых, расстегнуты, что, как мне кажется, призвано показать, что люди живут праздничной мирной жизнью — это своего рода противопоставление застегнутым воротникам военных и людей, которые не отдыхают, трудятся на тяжелых работах.
Ольга Романова: Вообще, фотографии VEHA позволяют увидеть, насколько живые люди отличались от того конструкта, который предполагалось считать советскими белорусами: на советских пропагандистских плакатах, в фильмах, даже на открытках с известными актрисами всегда присутствовала широкая голливудская улыбка — все это было рекламой существующего строя, а широкая улыбка — знак такой рекламы. И несмотря на то, что сегодня улыбка кажется нам неотъемлемой частью фотографий, исторически это было не так.
О красоте естественного образа перед вымышленным
Лидия Михеева: Многие фотографии — это самобытная и совершенно уникальная попытка придумывания и репрезентации самих себя, попытка включить в свои изображения для потомков все то ценное, что было у людей. Например, эта девушка с велосипедом. Кажется, что ее костюм пошит специально — это видно по ткани и по покрою. Белые носочки, прекрасный велосипед — это репрезентация себя на долгие годы вперед, которая изобреталась этой девушкой и фотографом.
Ольга Романова: Девушка с велосипедом в деревне — это еще и ситуация перехода: речь идет об эмансипации, которая началась во второй половине 20-х годов. Эту фотографию можно сравнить с кадром из фильма 1932 года «Женщина».
Фильм рисовал женщину нового типа — эмансипированную, свободную; тот факт, что она за рулем трактора, значит, что она освоила профессию, которая в деревне считалась элитной и мужской. Если говорить о девушке с велосипедом на фотографии, то это тоже своего рода образ эмансипации, но уже в реальности: девушка могла не только сфотографироваться с велосипедом, но и ездить на нем — потому что можно легко представить время, когда это нормой не было, уж не говоря о том, что велосипед в этом кадре — это ценная, дорогая вещь, которая оказывается в руках у девушки. Cоцреалистический стиль нащупывает единый образ того, как идеально изображать Беларусь советскую — вышитая рубаха одного типа, эмансипированные и идеологически настроенные женщины, улыбки, счастье, молодые люди в определенных унифицированных национальных костюмах — эти образы будут тиражироваться в дальнейшем еще многие годы. На обычных же фотографиях, таких, которые мы видим в коллекции «Найлепшы бок», заметно, что люди одеваются везде по-разному: праздничные одежды и национальные костюмы отличаются в зависимости от региона.
Безусловно, очень тяжело «читать» немые фотографии без знания личного контекста. Но понимание культурных кодов, помогает нам понять и полюбить наше прошлое. Ведь в каждой семье есть свой фотоархив — документ истории, воспоминания, спрятанные в картинках, которые нужно уметь понимать.
Фотокнига VEHA «Найлепшы бок» — это яркий пример сохранения и популяризации культурного кода. Рассказывая о ритуале фотографирования, книга воссоздает уникальную ретроспективу 1930-х — 1950-е гг. с точки зрения жителей белорусских деревень. Знание традиций предков поможет по-новому взглянуть на любительские фотоархивы и приблизиться к пониманию культурных особенностей нашего сообщества.
Напоминаем, что книгу «Найлепшы бок» можно купить только по предзаказу в рамках краудкампании до 24 сентября.