Кирстен Дельхольм. Театр в темноте
В воскресенье 5 октября после спектакля по роману Владимира Набокова «Смех в темноте» зрители смогут пообщаться с датским режиссером, руководителем театра «Отель ПроФорма», признанного в Дании «форпостом нетрадиционного театра», Кирстен Дельхольм. Дельхольм — культовый персонаж в датском искусстве. Вот уже 30 лет она создает спектакли-оптические эксперименты, в которых стирается грань между театром, перформансом, инсталляцией, компьютерной графикой, концертом, кино и литературой. Постановка в Минске не исключение: первую часть спектакля зрители будут находиться в полной темноте, не видя ни сцены, ни соседа по залу, они окажутся в плену у шумов и гудения слов – так, с помощью 3D-звука и темноты, зрители должны погрузиться в мир ослепшего главного героя. Такой вот уникальный чувственный и интеллектуальный опыт.
Кстати сказать, адаптацией романа Набокова для сцены занимался «серый кардинал» датского кино Могенс Руков, работавший над сценариями фильмов Ларса фон Триера, Томаса Винтерберга, Кристофа Боэ и многих других.
Оскарас Коршуновас. Театр вне декораций
В субботу 18 октября после спектакля «Чайка» зрители встретятся с любимцем Форума «ТЕАРТ», ведущим литовским режиссером Оскарасом Коршуновасом. Его вильнюсскому театру «ОКТ» покорялись крупнейшие фестивали Германии, Скандинавии, Франции, в том числе, программы Авиньона. Труппа гастролировала не только по Европе, но и в Азии, Южной и Северной Америкам. «В хорошем спектакле всегда есть что-то, что пробьет зрителя поверх языка и всяких контекстуальных барьеров», — объясняет Коршуновас мировой успех литовского театра. «Чайка», как и другие спектакли Коршуноваса, — поиск новой театральной реальности, радикальное сближение актеров со зрителями, ведь актеры, отыграв свои реплики, не спрячутся за занавес. Они рассядутся тут же, на полупустой, почти лишенной декораций сцене, пребывая «за гранью образа», живо реагируя на события в пьесе. Таковы «тотальная коммуникативность», провозглашенная Коршуновасом, психологизм и Чехов, «освобожденный от фальшивых интонаций, стереотипов и клише». «Спектакль, с которым хочется оставаться подольше», — пишут о «Чайке» критики.
Кшиштоф Горбачевский. В театр смотреть кино
В формате пресс-конференции 14 октября в 11:00 пройдет встреча с Кшиштофом Горбачевским, одним из самых талантливых представителей молодого поколения польских режиссеров, учеником Кристиана Люпы. На «ТЕАРТ-2014» 13 и 14 октября будет показан его спектакль «Ивонна, принцесса бургундская» по пьесе Витольда Гомбровича к 110-летию классика польского литературного авангарда. Трижды Горбачевский обращался к произведениям Гомбровича, в том числе, ставил дневник писателя — «настольную книгу европейского интеллигента». Спектакли Горбачевского балансируют на грани театра и кино, сам автор называет их «театральными инсталляциями». Главные находки режиссера сосредоточены в области использования медиа-технологий в театре. В «Ивонне…» актеры будут скрываться за бумажными стенами, но не спрячутся от кинокамер, направленных в самые тайные, темные уголки человеческой души. В результате, получится кинотриллер в духе Альфреда Хичкока. Даже оформление спектакля переместит всех, включая зрителей, на съемочную площадку.
Кшиштоф Горбачевский — лауреат многочисленных польских театральных премий, в 2013 году получил приз «За лучший театральный эксперимент» на фестивале «Белая Вежа» в Бресте. Теперь творчество польского новатора можно будет увидеть и в Минске.
Сергей Землянский. Театр без слов
Мастер-класс на «ТЕАРТ-2014» проведет режиссер, хореограф Сергей Землянский. В программе Форума — его постановка по антивоенной повести Чингиза Айтматова «Материнское поле» (7 октября): без слов, только пластика, звук, чувства. «Спектакль-сенсация» — так откликнулись критики и зрители на почти невозможное: постановка передает невербальными средствами дух, грусть, образы айтматовской поэзии в прозе, едва уловимые состояния человеческой души. При этом в «спектакле без слов» заняты не танцоры, а драматические актеры Московского драматического театра имени А. С. Пушкина. Спектакль «Материнское поле» в сезоне-2013 имел абсолютный зрительский успех. Хореограф-постановщик Сергей Землянский — в прошлом танцовщик важнейшего российского авангардного театра современной хореографии «Провинциальные танцы», а в настоящее время — актер и хореограф студии SounDrama. О секретах творчества Землянский расскажет на мастер-классе.
Подробная информация о других спектаклях «ТЕАРТ-2014»
Пока объявлена только часть обширной и разнообразной программы дополнительных мероприятий «ТЕАРТ-2014».
Продолжение будет. Следите за новостями!