Меню

Новости

Цирк в театре

За что Минск полюбил «сНежное шоу» и Dralion и почему с таким энтузиазмом расхватываются билеты на Quidam «Солнечного цирка»?

Что общего у Славы Полунина и Cirque du Soleil? Кроме того, что они когда-то были связаны трудовыми отношениями. Правильно – жанр. Вроде бы это и цирк, к которому мы привыкли, но, с другой стороны, не совсем. Здесь и клоунада, и акробатика, и гимнасты, но все это не похоже на то, к чему мы привыкли за годы посещения Белгосцирка. Отсюда вопросы: за что же Минск полюбил «сНежное шоу» и Dralion и почему с таким энтузиазмом расхватываются билеты на Quidam «Солнечного цирка»?

Дело в том, что вместе с культовыми артистами в Беларусь пришел доселе неизвестный нам «новый цирк». А нового в нем то, что представление в данном жанре можно назвать спектаклем. В нем есть характеры, сюжет, конфликт, итоговая мораль – все как в театре. Даже действие проходит не на привычной арене, а на сцене. Но выполняется спектакль средствами цирковой выразительности. Более того, если обычное представление ставит целью развлечь зрителя, то постановки «нового цирка» несут в себе смысл, дидактику, где само понятие «цирковой номер» уступает место сверхзадаче. Фактически, перед нами оригинальный тип актера, сочетающий техники драматического театра и цирка.

Если разобраться, «новый цирк» не такой уж и новый. Все началось во Франции в конце 1960-х. К этому времени классический цирк переживал сильнейший кризис, люди практически перестали ходить на представления, делая выбор в пользу варьете и кино. Из-за этого стал происходить и отток артистов. Но пришел бурный и неоднозначный 1968 год, в Париже разразилась студенческая революция, вылившаяся в общереспубликанскую забастовку и отставку правительства. Люди хотели перемен – не только в обществе, но и в искусстве. Настало время невероятных экспериментов и творческих поисков. Были поставлены под сомнение условные формы официального искусства, вследствие чего произошло обращение к народным формам развлечения, чтобы создать спектакли без текстов, режиссеров и авторов. Вдохновение черпалось в комедии дель арте, пантомиме, театре маски, танце, народном театре. Именно отсюда берет начало европейский уличный театр, который мы знаем сегодня. Здесь же находятся и корни «нового цирка».

культпросвет, ликбез, новый цирк, жанр, Владимир Галак, Cirque du Soleil, Белгосцирк, Слава Полунин

культпросвет, ликбез, новый цирк, жанр, Владимир Галак, Cirque du Soleil, Белгосцирк, Слава Полунин

Классические цирковые приемы наложились на театральные эксперименты – и вуаля: с 1980-х встречайте на всех крупных летних фестивалях Франции! Успех был настолько очевидным и оглушительным, что в 1985 году Министерство культуры Франции создало Национальный центр цирковых искусств и Национальную школу обучения цирковым видам искусств. Начинается триумфальное шествие «нового цирка» по Европе и за ее пределы. Но это все еще больше традиционный увеселительный цирк, нежели интеллектуальное направление в искусстве.

В течение 1990-х театрализация цирка получает новый виток в развитии с появлением спектаклей, где персонажи эволюционируют, как в обычном театре. «Новый цирк» окончательно порывает с ярмарочными корнями, постановки обретают драматургическую основу, в которой монодисциплинарность (жонглирование, акробатика, клоунада и т.д.) становится нормой и которая сменяет прежнюю жанровую насыщенность. В 1995 году впервые в истории Авиньонского театрального фестиваля в программе присутствует цирковой спектакль (выполненный, естественно, в жанре «нового цирка»). Очевидно, что главную роль в такой трансформации играла система обучения новых поколений циркачей в специализированных школах.

культпросвет, ликбез, новый цирк, жанр, Владимир Галак, Cirque du Soleil, Белгосцирк, Слава Полунин

культпросвет, ликбез, новый цирк, жанр, Владимир Галак, Cirque du Soleil, Белгосцирк, Слава Полунин

В начале 2000-х в одной только Франции насчитывалось около 2 000 артистов «нового цирка», работающих примерно в 450 частных труппах. Цифра впечатляет, не так ли?

Сегодня для этого феномена свойственна небывалая популярность в мире – от Скандинавии до Мексики. Ежегодно проводятся на самом высоком уровне фестивали «нового цирка». Впереди планеты всей, конечно же, Франция – его родина. Здесь очень трепетно относятся к «новому цирку» как к культурному достоянию. Автор успел сам убедиться в этом, поучаствовав в программе FOCUS Cirque, направленной на знакомство профессионалов со всего мира с последними тенденциями французского «нового цирка».

Жанр активно развивается в странах Прибалтики – у наших ближайших соседей. Он набирает ход и в России благодаря усилиям Центра им. Вс. Мейерхольда и Центра Славы Полунина.

культпросвет, ликбез, новый цирк, жанр, Владимир Галак, Cirque du Soleil, Белгосцирк, Слава Полунин

А что же у нас? Мы его можем наблюдать только в редком гастрольном варианте. Нужен ли он нам, этот «новый цирк»? Наш ответ: определенно да. Не как конкуренция официальной системе, но как логичное ее дополнение. Как оплот интеллектуального направления в искусстве, зрелищного и рефлексирующего одновременно. Как глоток свежего воздуха для нашего многострадального театра.

Наиболее известные коллективы, работающие в жанре нового цирка: Слава Полунин и Международный театральный центр Славы Полунина (РФ), Цирковая студия Folie (Эстония), Cirque du Soleil (Канада), Le Cirque Imaginaire (Франция), Rasposo (Франция), Circus Cirkоr (Швеция).

культпросвет, ликбез, новый цирк, жанр, Владимир Галак, Cirque du Soleil, Белгосцирк, Слава Полунин

Подборка материалов о «новом цирке», опубликованных в интернет-журнале «Культпросвет»:

Интервью с Натальей Султановой, основателем ZavodBufeto – независимой организации, занимающейся созданием и продвижением спектаклей в жанре «нового цирка» в Словении

Интервью с Ингой Лозовой, администратором по проведению представлений Центра Славы Полунина

Рассказ о своих организациях, сотрудничестве и «новом цирке» от представителей театральных организаций наших ближайших географических соседей

Рецензия на «360 градусов», документальный спектакль в жанре «нового цирка» поставленный в Центре им. Вс. Мейерхольда.

Top