Меню

Новости

II Лаборатория режиссерских проектов ЦЭР

В начале июля прошла II Лаборатория режиссерских проектов Центра экспериментальной режиссуры. Центр без собственной крыши собрал на разных площадках Минска амбициозные театральные проекты.

День 1

Филипп Лёле «По имени Господин»
Режиссер: Наталья Леванова
Художник: Александр Провалинский
Хореография (пластика): Елена Порошина
Звукорежиссер: Виктор Красовский
Актеры: Дмитрий Давидович, Александр Ефремов, Елена Гиренок, Алексей Яровенко.

Филипп Лёле «По имени Господин» Режиссер Наталья Леванова Художник Александр Провалинский Хореография (пластика) Елена Порошина Звукорежиссер Виктор Красовский Роли исполняют: Дмитрий Давидович, Александр Ефремов, Елена Гиренок, Алексей Яровенко

Пьеса «По имени Господин» немецкая, в белорусское театральное пространство попала через драматургический сборник «Шаг-4», выпущенный при поддержке Гёте-Института.

Этот спектакль, в отличие от других работ лаборатории, уже показывали белорусскому зрителю. Сейчас он является дипломным проектом Натальи Левановой.

«По имени Господин» – история человека, которому не хочется жить по правилам общества. Герой с некой гордостью из сцены в сцену говорит о своем намерении «схватить капитализм за яйца». И выводит для себя жизненные доктрины – не работать, не владеть деньгами и собственностью, не принимать никаких решений. Этой свободы он добивается на протяжении всего спектакля. В конце концов, находит ее в смене одной тюрьмы – социальной, на другую – реальную.

Филипп Лёле «По имени Господин» Режиссер Наталья Леванова Художник Александр Провалинский Хореография (пластика) Елена Порошина Звукорежиссер Виктор Красовский Роли исполняют: Дмитрий Давидович, Александр Ефремов, Елена Гиренок, Алексей Яровенко

Спектакль динамичный и напряженный. Этому даже поспособствовали технические неполадки – отчаянно мигающий свет. Если в начале спектакля герои существуют на аккуратной сцене, по мере того, как предметы мебели «уносятся» или стираются, создается атмосфера неряшливости и бардачности. Появляется ли гармония в финале? Скорее это похоже на напряженную точку, которая превращается в многоточие.

Филипп Лёле «По имени Господин» Режиссер Наталья Леванова Художник Александр Провалинский Хореография (пластика) Елена Порошина Звукорежиссер Виктор Красовский Роли исполняют: Дмитрий Давидович, Александр Ефремов, Елена Гиренок, Алексей Яровенко

Интересный вопрос, Господин герой или же неудачник, лелеющий свой инфантилизм. Пьеса, написанная в реалиях современной Германии, обязана приобрести иное звучание на постсоветских широтах. Можем ли мы кастрировать капитализм, если его у нас никогда не было? Актуальна ли нам эта тема? В Минске, это может быть субъективным мнением, но спектакль становится менее социальным и «газетным» и более эмоциональным и даже душевным. Мы подключаемся к потерянному в большом мире человеку и сочувствуем лузеру, который в итоге становится героем просто потому, что не поддается ничьим уговорам и находит хоть какую-то пускай и зыбкую гармонию.

День 2

Хайнер Мюллер «Маузер»
Экспериментальный театр «Голова-нога»
Режиссер: Алексей Стрельников

Хайнер Мюллер «Маузер» Экспериментальный театр «Голова-нога» Режиссер Алексей Стрельников

Немецкий драматург Хайнер Мюллер кому-то известен как прототип героя оскароносного фильма о сотрудниках Штази «Жизнь других», кому-то – как крупнейшая фигура немецкого театра, режиссер, автор пьес, в том числе и «Гамлет-машина». На лаборатории была представлена его работа «Маузер» из цикла поучительных пьес-притч (нем. Lehrstuck).

Эту работу нельзя назвать комфортной для зрителя – списки, длинные коридоры по которым публику ведут в зал, помещение без сидячих мест. До сих пор не привычен и прием интерактива в белорусском театре. Пока это работает на идею спектакля. Зритель думает, куда ему стать, думает, что ему можно и чего нельзя делать. А в конце задает вопрос, а что если бы я повел себя иначе?

Хайнер Мюллер «Маузер» Экспериментальный театр «Голова-нога» Режиссер Алексей Стрельников

Взаимоотношения одного и многих – одна из тем спектакля. В тексте пьесы обезличенный революционер А предстает перед хором революционного трибунала. От него он получает задание – «стать к своей последней стене и выполнить свою работу как всегда».

Парадоксы революции, достижения светлых идей насилием, противоречие между приказом и правом. Однако главное в работе театра «Голова-нога» – это зритель, которому дают возможность спрятаться в толпе или выйти из нее.

Документальный проект «Старость»
Автор идеи: Елена Мальчевская
Тексты: Юлия Волчок, Евгений Синиченко, Марина Елистратова
Режиссер: Алексей Стрельников

Документальный проект «Старость» Автор идеи Елена Мальчевская Тексты: Юлия Волчок, Евгений Синиченко, Марина Елистратова Режиссер Алексей Стрельников

В ходе обучения в Институте журналистики БГУ Елена Мальчевская предложила студентам, используя технику вербатим, создать тексты на тему «Старость». В результате получились монологи и диалоги с людьми разных возрастов, профессий и социальных статусов. На лаборатории презентовалось 3 отрывка.

Первый – диалог молодых парней, второй – монолог мужчины, страдающего синдромом вялой кожи, третий – монолог пожилой женщины. Молодые шутят о «стариках геях» и создают «топ 5 крутых стариков». Еще говорят, что, возможно, их поколение никогда не постареет. Мужчина и женщина же говорят о принятии и смирении, и немного о борьбе с обстоятельствами.

Документальный проект «Старость» Автор идеи Елена Мальчевская Тексты: Юлия Волчок, Евгений Синиченко, Марина Елистратова Режиссер Алексей Стрельников

Каждый из текстов, прочитанных на лаборатории, индивидуальная заявка. Вместе их связали рамки проекта и обозначенная тема. Каждый может стать самостоятельным проектом и превратиться в спектакль. Для молодых авторов, тем более не театрального вуза, эта лаборатория оказалась значимой. Первое чтение актерами на сцене, первые обсуждения.

Вербатимы интересно рассматривать именно в связке с авторами. Даже в тех текстах, где героя-интервьюера нет, невольно представляешь обстоятельства разговора, видишь предметы вокруг, мелочи которые послужили поводом для следующего вопроса. Молодость авторов текстов задает особую интонацию искренности. Хочется надеяться, что этот проект не стал лишь игрой, а положил начало будущей полноценной работы.

День 3

Документальный спектакль «Нех**вый день»
Режиссер: Елена Силутина
Актеры: Антон Жуков, Юлианна Михневич

«Нех**вый день» – спектакль-фотография нереализованного поколения. Два героя – девушка и парень – выпускники Академии искусств. Он – кинорежиссер, она – актриса. И у них тот самый день, который вынесен в заголовок, только длится он годами. В Беларуси (хотя название страны практически не появляется в тексте) нет хорошей работы, здесь не научили всему как следует. Парень выигрывает грин карту и в порыве уезжает за американской мечтой, девушка поступает в Питер с надеждой, что уж там-то ее научат…Научат быть счастливой и гармоничной. Ее мечта – это найти самого хорошего и понимающего педагога, который работает для того, «чтобы вы были счастливы в профессии».

Елена Силутина собирала материал для спектакля больше полугода. Получился тонкий и ироничный портрет. В каком-то смысле этот спектакль продолжает тему, заданную в первый день «Господином». Опять слышится возможное «лузер» в адрес героев. И опять один из героев говорит, что люди сейчас лишь товар и ему нет места среди них.

Любопытны наши отношения к их неудачливости. На обсуждении спектакля прозвучало слово сострадание. В головах же была еще и доля раздражения, стыда. Все от того, что слова, уловки, «отмазки» до боли знакомы. «Не повезло, не помогают, не сложились отношения, плохие условия, неудобно, слишком молод, кто я такая, чтобы…»

Действие спектакля проходило в кабинете с доской и школьными партами. Актеры перемещались по классу, подсаживались к зрителями, разговаривали с кем-то. Интересно, как тело вспомнило позу «за партой», как пошли флэшбэки со школьными-университетскими разговорами о планах-мечтах на будущее. На обсуждении из разных уголков толпы грустно говорили о том, сколько одногруппников в итоге стало режиссерами-художниками-психологами-издателями, сколько из них осталось жить в Минске.

После спектакля осталось светлое ощущение. В этом заслуга получившегося текста, за которым чувствуются настоящие живые люди, со своими сильными и слабыми сторонами.

ЦЭР при Белорусской государственной академии искусств существует лишь год. Опыт нескольких лабораторий уже заострил внимание на вопросе собственной площадки и менеджмента. Постоянная лаборатория режиссерских проектов кажется органичной и востребованной в белорусском театральном пространстве. Однако после спектаклей и длинных обсуждений всегда хочется задавать вопрос: «Что дальше?».

Top