В 2006 году у американской Metropolitan Opera появился проект под названием The Met: Live in HD, команда которого задалась целью транслировать свои лучшие постановки в кинотеатрах Америки. Глядя на пример оперной труппы, театры Лондона, Нью-Йорка и Москвы поддержали зарождающийся флешмоб, на постсоветском пространстве проект получил название TheatreHD. И несмотря на то что он успешно развивается во всем мире, белорусы почему-то прохладно относятся к мысли, что посмотреть спектакль теперь можно и в кино.
В середине июля минские театры традиционно закрывают сезон и уходят на каникулы, но TheatreHD продолжает работу и удивляет зрителей новыми постановками. Так что сейчас, до старта нового театрального сезона, самое время поразмыслить, может ли TheatreHD полноправно считаться достойной альтернативой традиционному театру и почему в нашей стране скептически относятся к возможности увидеть знаменитых артистов в зарубежных спектаклях.
За одиннадцать лет существования TheatreHD к трансляциям присоединилось более 70 стран. Главная цель проекта — позволить самому обыкновенному зрителю увидеть признанные шедевры театрального и изобразительного искусства в отличном качестве, не покидая свой родной город. Изначально организаторы планировали транслировать только оперу, но позже решили расширить репертуар выставками и драматическими спектаклями. В Беларуси TheatreHD существует с 2015 года благодаря центру визуальных искусств ART Corporation, который является эксклюзивным представителем проекта в нашей стране.
Как нам кажется, одна из причин невысокой популярности TheatreHD среди белорусов — в поверхностном восприятии концепции. Мы постараемся развеять самые распространенные мифы о проекте и расскажем, почему нам самим так нравится эта задумка.
И вот почему
Кураторы проекта серьезно подошли к технической стороне вопроса, чтобы люди, смотрящие на экран, могли буквально насладиться происходящим. Перед трансляцией проводится огромная подготовительная работа: для актеров и актрис разрабатывают специальный грим, который будет выгодно смотреться крупным планом, за несколько дней до прямого эфира делается пробная запись спектакля, чтобы была возможность сформировать окончательную раскадровку будущей трансляции. В большинстве случаев спектакль снимают 10-12 камер, которые расположены в зрительном зале и на подвижном кране над сценой и на краю сцены.
Из других плюсов TheatreHD стоит отдельно отметить точность технического исполнения. Все постановки транслируются в потрясающем качестве и с великолепным звуком. Благодаря этому, зритель теряет ощущение, что его со сценой разделяет экран.
Считается, что TheatreHD привлекает только настоящих ценителей игры британских и американских актеров, а также людей, интересующихся современным искусством, которые в свободное от занятий прекрасным время поднимают свой уровень английского с C1 до С2. На самом же деле проект разрушает так называемую «эксклюзивность» театрального искусства.
До недавнего времени посещение некоторых спектаклей считалось очевидной привилегией «элиты» (во многом из-за ценовой политики и ограниченного количества мест в театрах). Чтобы посмотреть того же «Гамлета» с Бенедиктом Камбербэтчем, еще пару лет назад желающим нужно было ехать в Лондон и покупать билеты на спектакль за несколько месяцев до премьеры. Но благодаря TheatreHD все, что теперь нужно для осуществления мечты, – билет в кино. Стало быть, шансы белорусских и британских поклонников знаменитого актера увидеть его в роли принца датского равны. Примечательно еще и то, что интерес к TheatreHD проявляют не только молодые «продвинутые» зрители, но и старшее поколение.
Все спектакли идут на языке оригинала с русскими субтитрами, и такого рода трансляции — отличный способ «подтянуть» иностранный язык. Хотя некоторым кажется, что это сильно отвлекает во время просмотра, но уже через 5—10 минут пропадает ощущение, что ты читаешь текст, и языковой барьер исчезает.
Тем не менее в год, когда проект TheatreHD увидел свет, небезызвестный «The New York Times» раскритиковал задумку, утверждая, что «театральные трансляции не приближают зрителя к высокому искусству, а только настраивают его на пассивное развлечение в удобном кресле кинотеатра». С этим сложно поспорить, потому что посетители трансляций действительно чаще всего оказываются в более выгодном положении, нежели те, кто находится в театральном зале. Человек, который не живет в мегаполисе и не имеет огромного годового дохода, может купить билет за относительно небольшие деньги, не утруждая себя ожиданием в очереди, получив при этом возможность «идеального обзора», которую не всегда можно получить, находясь в первом ряду настоящего театра.
Зато! В большинстве случаев зрители традиционных постановок могут только догадываться, какие микроэмоции проскальзывают на лице того или иного артиста. А благодаря крупным планам, которые так любезно транслируются на экранах, публика может наблюдать за тем, как Стивен Фрай иронично приподнимает бровь в «Двенадцатой ночи».
Однако не стоит забывать, что все это не в силах обеспечить нам тот самый «энергетический обмен актера и зрителя». Зрители TheatreHD остаются лишь сторонними наблюдателями, чья реакция не меняет эмоциональный ход спектакля. Кроме того, во время трансляции зрители видят спектакль глазами видеорежиссера. Получается, люди не имеют перед собой полной картины, грамотный монтаж диктует им ракурс, план и даже смысловой акцент.
Где проходят кинопоказы?
Средняя продолжительность спектакля 3—3.5 часа, поэтому очень важно поговорить об условиях, в которых зрителям предлагается посмотреть постановку. Показы проходят в «Центральном» кинотеатре, а для особых ценителей высокого искусства — в «Бутике кино», который отличается относительно небольшим удобным кинозалом и наиболее высокой ценовой политикой.
Белорусские театралы могут выбрать не только постановку, но и место, в котором им будет максимально комфортно провести это время. Для сравнения стоит сказать, что показ «Двенадцатой ночи», в которой блестяще сыграл Стивен Фрай, проходил в театре «Глобус» (Лондон), где зрители вынуждены были стоять все три часа постановки. В то время как минский зритель имел возможность вальяжно развалиться на диванчике, бессовестно хихикая над исконно британскими шутками.
А сколько это стоит?
Стоимость билета весьма демократична для такого события — от 14.5 до 20 BYN, ведь билет в дальних рядах партера на спектакль «Гамлет» с участием самого известного скуластого Шерлока стоил 120 фунтов (а это приблизительно 300 BYN).
Тем не менее некоторых такая цена отпугивает, ведь билеты на простой голливудский фильм стоят в разы дешевле. Но нельзя забывать, что спектакли, которые идут в записи, чаще всего сопровождаются приятными бонусами: у зрителей появляется шанс заглянуть за кулисы и узнать, как создавался шедевр. Например, в антракте спектакля «Аудиенция» с великолепной Хелен Миррен в роли Елизаветы II показывали сюжет о том, как проходит примерка костюма и нанесение макияжа. Перед началом спектаклей «Гамлет» и «Двенадцатая ночь» шел ролик с небольшими интервью исполнителей главных ролей и режиссерами, которые описывали процесс создания спектакля. А после постановки «Ничья земля» актеры и режиссер делились своими эмоциями и ощущениями от происходящего и рассказывали, почему вообще решились ставить эту пьесу.
Мы согласны, что TheatreHD нельзя в полной мере назвать театром, — это гораздо больше, чем театр в традиционном значении слова. Это оптимальная альтернатива следить за знаковыми культурными событиями Европы и Америки, находясь в разных частях земного шара.