Меню

Новости

Пространство для диалога и творческого поиска

С 26 по 31 мая 2014 года Центр белорусской драматургии в третий раз провел драматургическую лабораторию. Молодые авторы, вырвавшиеся на пять дней из городской повседневности, включились в живой и непосредственный процесс написания пьес. Каждую новую лабораторию схемы работы трансформируются, но цель ее остается неизменной: абсолютное погружение участников в пространство творческого поиска и диалога.

Лаборатория, состоявшаяся в ОК «Ракета», приобрела международный масштаб, благодаря участникам из Украины и России.  Концепция майской лаборатории проходила в русле дуэтной работы. Если раньше участники объединялись в пары «драматург-режиссёр», где автор самостоятельно создавал текст, лишь советуясь с партнером, то теперь пьесу необходимо было написать двум драматургам вместе. Непростая задача нахождения общего языка внесла естественные жизненные корректировки в процесс. Четыре пары авторов превратились в три дуэта и два соло.

Виктор Красовский и украинка Ирина Гарец познакомились в прошлом году на фестивале молодой драматургии «Любимовка»

Белорусский автор Виктор Красовский и украинка Ирина Гарец познакомились в прошлом году на фестивале молодой драматургии «Любимовка». Уже там они обнаружили понимание близости творчества друг друга.

В этом году их совместная работа на лаборатории ЦБД привела к созданию пьесы «Вагон», где война является отправной точкой для всех персонажей. В тексте мистическое не становится фантастикой, но превращается в тонкую метафору и пространство для размышлений. Художественность языка, внимание к деталям и образам, масштабность мысли создают объемность звучания пьесы.

Центр белорусской драматургии в третий раз провел драматургическую лабораторию

Пять дней – это небольшой срок, за который, порой, возможно лишь нащупать драматургическую дорогу. Тем не менее, пара Павла Рассолько (Минск) и Елены Одиноковой (Санкт-Петербург) на финальной читке представила почти готовую пьесу под рабочим названием «Хикки».

Текст отличается своей актуальностью. Распространенное явление городского отшельничества «хиккикомори» – безусловная заявка на оригинальность темы. Сдвиг сознания главного героя происходит на наших глазах. Большинство персонажей в пьесе – это неодушевленные предметы. Легкая утрированность происходящего, создает ощущение мультяшности. На сегодняшний момент авторы решили сделать из пьесы мюзикл, а то, что из этого получится, можно будет увидеть на финальных осенних читках в Центре белорусской драматургии.

Молодые драматурги из Беларуси Алексей Макейчик и Александр Мантуш, познакомившись на самой лаборатории, попробовали найти общий знаменатель, взяв за исходную точку историю из реальной жизни. Несколько сцен, написанных за время лаборатории, уже сейчас больше похожи на киносценарий для сериала, чем на пьесу для театральной сцены. Тем не менее, границы эти очень условны. Найденный крепкий сюжетный стержень постепенно обрастает деталями и подробностями.

Лаборатория, состоявшаяся в ОК

К драме абсурда тяготеет текст, написанный Александром Слащевым, журналистом, поэтом, автором рассказов и сказок. Условные персонажи, отсутствие единого места действия и сюжета, алогичность и плакатность диалогов – все это составляет своеобразие пьесы «Люди и двери».

Текст Натальи Слащевой, актрисы и режиссера театра кукол, напротив, отличается психологичностью и характерностью персонажей. История взаимоотношений ироничной матери и романтичной дочери, выписана в нюансах и деталях. В жизненно-реалистичном тексте автор пока еще ищет общую атмосферу, но уже сейчас улавливается настроение, существующее на грани саркастичности и драматизма.


Опыт прошлых лабораторий подтверждает продуктивность подобной формы работы. Итогами первого такого опыта в 2012 году стала пьеса «Это все она» Андрея Иванова, уже поставленная в Латвии (г. Даугавпилс) и Беларуси (г. Витебск). Текст был прочитан на фестивале молодой драматургии «Любимовка», где также были представлены и другие пьесы, написанные на лаборатории ЦБД: «PATRIS» Дмитрия Богославского, Сергея Анцелевича, Виктора Красовского, «Пару дней и все» Виктора Красовского.

Авторский проект «Би-Лингвы» Андрея Савченко, ставший полноценным спектаклем, активно презентуется на протяжении более полугода. Спектакль «PATRIS» и читка пьесы «Внешние побочные» Дмитрия Богославского режиссёром Войтеком Урбаньским в рамках фестиваля «Теарт» – опыт существования лаборатории Центра белорусской драматургии, говорит сам за себя.


Все это результаты логичного и необходимого процесса создания пьесы и выхода её в существующую реальность. Сам факт появления подобного проекта три года назад выявил острую потребность не только драматургии, но и всего белорусского театра в создании условий и пространства для творческого поиска и диалога. Поддержка и предоставление возможностей для профессионального роста молодым, еще не успевшим погрязнуть в вялотекущей действительности, драматургам, актерам, режиссёрам, критикам – это то, что необходимо сегодня для того, чтобы обрести свое оригинальное, актуальное и живое театральное искусство.

Top