Меню

Новости

Театр Японии: Но

Ирина Костылянченко рассказала о театральной жизни современной Японии

В конце сентября в рамках фестиваля «Японская осень» в Центре современных искусств прошла лекция о театре Страны восходящего солнца. Специально для «Культпросвета» искусствовед, преподаватель и страстный любитель Востока Ирина Костылянченко рассказала о театральной жизни современной Японии.
Лектор Ирина Костылянченко Старший преподаватель кафедры истории и теории искусств Белорусской государственной академии искусств, магистр искусствоведения. В 2012 году окончила аспирантуру БГАИ по специальности «Театральное искусство», тогда же проходила стажировку в университете Васэда в Токио.

Часть 1. Но

Часть 2. Кабуки

Часть 3. Наши дни

Современный театр Японии – это синтез всевозможных жанров, стилей и направлений сценического искусства. Условно его можно разделить на три группы: традиционные постановки, представления в западном стиле и новый японский театр.

Традиционный драматический театр представлен двумя формами – но и кабуки.

Старейший из существующих в настоящее время японских профессиональных театров — театр но — зародился в XIV веке. Спектакли представляют собой музыкально-танцевальную драму в сопровождении мужского хора, флейты и двух-трех ручных барабанов.

Обычная современная программа состоит из двух или трех полномасштабных пьес с получасовыми комическими вставками (кёгэн), основанных на классической японской литературе. В основном это драматизированные эпизоды романов, культовых легенд и исторических преданий. Сейчас в репертуаре насчитывается примерно 240 пьес, созданных в XV веке. Их можно разделить на пять групп:

1. о божествах (сёбаммэ-моно);
2. о мужчинах и воинах (нибаммэ-моно);
3. о женщинах (самбаммэ-моно);
4. о безумных людях (ёбаммэ-моно);
5. о демонах (гобаммэ-моно).

театр Но

Спектакль идет на сцене без декораций. Главные действующие лица выступают в масках и красочных костюмах, хор и небольшой оркестр располагаются в специально предназначенных для них местах на сцене. Медлительные и торжественные движения актеров приходят на смену бурным и стремительным – так в условной манере раскрываются переживания героев, их отношения, непосредственный рассказ о которых ведет хор из восьми певцов-мужчин.

Действие спектакля в основном состоит из довольно длинных монологов и танца. Театр но не похож ни на европейскую оперу, ни на драматические постановки. Исполнительское искусство актеров представляет собой гортанную декламацию или пение.

театр Но

театр Но

Для неподготовленного зрителя такие постановки трудны для восприятия. Однако японский театр обладает уникальной способностью: если его сложно понять, то им можно насладиться, погрузившись в атмосферу спектакля.

В пьесе действуют два персонажа: ситэ – протагонист, исполняющий главную роль, и ваки – помощник. Неспешно появившись, главный герой (ситэ) начинает повествование. Минимум действия, движений – лишь игра голоса, создающая потрясающую атмосферу встречи с чем-то удивительным.


Зрелищность в но – это непревзойденное мастерство исполнителей, заставляющее ловить каждое движение уникального танца. Здесь нет акробатических трюков, актеры словно немного скованны, чрезмерно точны и однообразны. Но это только на первый взгляд. Если присмотреться, замечаешь элегантность и богатство танца. Каждая составная часть движения – это отточенная форма, называемая «ката». К одной из них относится присущая лишь театру но походка, при которой ступни ног актера практически не отрываются от пола. Всего существует около двухсот ката, причем все они имеют свои названия, но в спектаклях обычно используется около тридцати. Различия между конкретными формами, используемыми той или иной школой, невелики. Например, плач выглядит следующим образом: актер замирает, слегка наклоняет голову и подносит левую руку ко лбу. Ката не подлежит индивидуальной интерпретации и представляет собой зафиксированный в традиции способ иллюстрации произносимого текста.

Маски являются неотъемлемым атрибутом драмы и главным средством выразительности в театре но. Они различаются по возрасту и полу: старик, старуха, молодой мужчина, молодая женщина. Имеют они и свой облик: женщина красивая и безобразная, демон-человек и демон-зверь, аристократ и воин. Маски строго классифицированы, их число достигает двухсот. Самое удивительное их свойство – способность изображать различные эмоции. Актер, едва заметно изменив наклон головы, с помощью игры света на сцене создает впечатление, что выражение маски меняется.

Представления театра но проходят на крытой квадратной площадке, открытой с трех сторон и опирающейся на четыре столба. В глубине ее находится задник с изображением зеленой раскидистой сосны на золотом поле (символ долголетия, благожелательный привет зрителям), который остается неизменным в течение всего представления.

В театре но нет декораций. С левой стороны площадки почти перпендикулярно пристраивается мостик (хасигакари) – галерея, открытая для зрителей и ведущая за кулисы (вход прикрыт занавеской, которая поднимается при появлении актера). Она является дополнительной сценой.

Окончательно сформированный в XIV веке, театр но до сих пор остается образцом утонченного искусства.

Top