Меню

Новости

Театр Японии: кабуки

Рассказываем о японской театральной жизни

Специально для «Культпросвета» театровед, преподаватель и страстный любитель Востока Ирина Костылянченко рассказала о театральной жизни современной Японии. Традиционный драматический театр там представлен двумя формами – но и кабуки. Сегодня говорим о втором.

Лектор: Ирина Костылянченко – старший преподаватель кафедры истории и теории искусств Белорусской государственной академии искусств, магистр искусствоведения. В 2012 году окончила аспирантуру БГАИ по специальности «Театральное искусство», тогда же проходила стажировку в университете Васэда в Токио.

Часть 1. Но

Часть 2. Кабуки

Часть 3. Наши дни

Еще одним уникальным театром Японии наряду с но является кабуки с его необычным сценическим действием. Придерживаясь строгих традиций, он сочетает в себе яркую образность и театральность с психологической, почти реалистической правдоподобностью действия.

В какой-то степени кабуки напоминает европейский театр эпохи классицизма с его отточенными движениями и четко выработанными линиями поведения персонажей. В постановках, как и в случае с но, для каждого действия и чувства существует фиксированная форма – ката.

Сюжеты представлений хорошо известны широкой публике, поэтому в театре важно не столько то, что показывают, сколько то, как это делается. Именно актерское мастерство стоит на первом месте. Трактовка и исполнение образа – вот залог успеха представления.
Для неподготовленного зрителя кабуки является непривычным зрелищем. Красочные, живописные декорации, стилизованные костюмы, повествовательность, музыкальность, условность и порой схематичность движений, замедленный ритм – все это удивляет европейского зрителя, давно привыкшего к стремительному развороту событий.

театр кабуки

В переводе с японского «кабуки» означает «искусный в песне и танце». И придумала его танцовщица Окуни, в 1623 году собрав собственную труппу. Поначалу все роли в пьесах исполняли женщины. Но с 1629 года по соображениям охраны общественной нравственности играть в театре им не позволяли. Запрет сняли только в XIX веке.

Женские роли в кабуки исполняют мужчины – оннагата. Считалось, что они даже более привлекательны, так как в игре подчеркивают те черты, которые представляются наиболее характерными признаками женственности: мягкость, хрупкость, застенчивость, кокетство.

С точки зрения сюжета и характера действующих лиц пьесы кабуки делятся на две категории: историческая драма (дзидай-моно) о подвигах воинов или вельмож; семейная драма (сэва-моно) о жизни и любви низших классов общества. В спектаклях действуют три основных персонажа: татияку (герой), катакияку (злодей), оннагата (героиня). Каждый актер специализируется на своем типе. В кабуки существует пять героев (богатырь, любовник, мудрый советник, красавец смирного поведения и мудрец, терпеливый к невзгодам), столько же злодеев (бунтарь, негодяй, прикидывающийся мудрецом негодяй, поддающийся перевоспитанию злодей и комический дурак) и героинь (куртизанка, благородная девушка, жена, владеющая искусством поединка на мечах женщина и демоница).

Спектакли кабуки удивительны. Они сложны своим языком и манерой исполнения, но этим же и поражают. Неповторимые образы древней Японии с самураями, императорами, монахами и красивейшими женщинами – это кабуки с его давними традициями. Все роли до сих пор исполняют только мужчины. Техника владения телом и голосовыми данными позволяет им перевоплощаться в образы не только женщин, но и демонов из древних легенд. Пластика актера кабуки отличается прерывистостью, почти полной самостоятельностью и изолированностью частей тела в жесте. Сильная эмоция, критический момент в судьбе персонажа могут выражаться исполнителем одним движением, к примеру мелкой дрожью руки при полной неподвижности всего тела и спокойствии лица. Его условный характер усугубляется паузами неподвижности (миэ), как бы расчленяющими динамический рисунок жеста на ряд отдельных законченных эпизодов. Миэ акцентирует внимание зрителя на кульминационных моментах.

Актеры кабуки первыми в Японии сняли с себя маски. Их заменил специальный грим – кумадори. Существует множество его видов. К примеру, благородный воин отмечается белым лицом с широкими черными чертами надбровий, красными полосами вокруг глаз и около углов рта; крестьяне, представители демоса, наделяются красно-коричневыми лицами, как бы загоревшими от солнца; комедийные персонажи гримируются красным, белым и голубым. Красный цвет символизирует справедливость, страстность, смелость; синий – хладнокровие, злость, безнравственность; черный и коричневый – божественность, потусторонность. Грим позволяет четче охарактеризовать персонаж, при этом часто определенная эмоция связана с конкретным мимическим движением и не затрагивает остальных черт лица. Так, устрашение условно выражается сдвинутыми к переносице зрачками обоих глаз, гнев – движением бровей, презрительная насмешка – опущенными углами губ.

Полному раскрытию героя, выявлению его истинных чувств помогает и прием мгновенного переодевания прямо на сцене. Оно бывает двух видов – хикинуки (одежда спадает, открывая другую, когда актер дергает за шнурки) и буккаэри (слуги сцены выворачивают одежду наизнанку прямо на актере). Первая техника в большинстве случаев применяется, чтобы у зрителей вызвать мгновенное и непосредственное ощущение перемены в настроении или даже статусе героя. Способ буккаэри используется, когда необходимо показать превращения людей в привидений или демонов либо когда происходит раскрытие таящегося под иной личиной истинного характера героя. На спектаклях кабуки словно погружаешься в атмосферу прошлых веков. Этот театр сумел сохранить утраченную европейским эстетику прошлых столетий.

Кабуки не остановился в своем развитии – он объединяет прежние достижения с современными вкусами и нравами зрителя. Поэтому до сих пор наравне с но считается интереснейшим видом сценического зрелища.

Top