Меню

Новости

Театр под микроскопом

Тайные механизмы

О театре много сказано и написано. Его можно любить, ему можно поклоняться, его можно не понимать, но остаться равнодушным никак не получится. Почему же театральное искусство получает такие отклики в сердцах, какие здесь работают тайные механизмы? Давайте пристально взглянем на знакомого незнакомца. «Культпросвет» открывает серию ликбезов о теории театра, современных явлениях и новых именах.

Часть первая. Введение. Часть вторая

Искусство – один из древнейших видов человеческой деятельности. Оно запечатлевает основные вехи в истории, степени развития мысли и выступает в качестве накопителя многовекового опыта. Оно расширяет границы познания, формирует мировосприятие, развивает и обогащает фантазию. Все перечисленное в полной мере относится к театру.

Это искусство синтетическое: спектакль складывается из текста пьесы, работы режиссера, актера, художника и композитора. В опере и балете решающая роль принадлежит музыке.

Театр нефункционален по своей природе. Он неприменим практически в повседневной жизни, в отличие от архитектуры или дизайна.

Театр под микроскопом. Ликбез: что такое театр

Если взглянуть на театр с точки зрения динамичности, подвижности создаваемого образа, то его можно отнести к группе пространственно-временных. Так, у пространственных искусств (живопись, скульптура) образ статичен, фиксирован и всегда остается на том уровне, на котором создан творцом. У временных искусств он, наоборот, развивается, движется во времени (музыка). Театр же абсолютно неоднозначен. С одной стороны, он представляет собой соединение как пространственных (динамичных – актерская игра, хореография), так и временных (статичных – сценография) элементов. При этом отметим, что театр – абсолютно уникальный вид искусства ввиду своей сиюминутности. Если кинокартину можно посмотреть еще раз в первоначальном виде, то спектакль никогда не повторится таким, каким был до этого.

Театр под микроскопом. Ликбез: теория театра

Главные лица в постановке – актер, режиссер и драматург. В арсенале первых двух есть набор специфических средств выразительности. У актера это жест, пластика, мимика, голос. Режиссер также использует мизансцены (расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля), музыку, свет, сценографию. Драматург же создает основу спектакля, текст, на базе которого развивается действие. Поэтому театр можно назвать еще и коллективным искусством, ориентированным на зрителя. Без последнего не получится спектакля, передаваемое со сцены сообщение не будет прочитано.

Театр под микроскопом. Ликбез: теория театра

Таким образом, театр – очень тонкое, деликатное искусство, ориентированное на человека, его внутренний мир и сознание. Сегодня у него есть три пути развития – отражать уже существующую действительность, моделировать идеальный мир и идеального героя либо полностью отвлечься от размышлений насчет реальности и перейти в мир чистого искусства, находящегося вне времени и социокультурных условий. Можно с уверенностью сказать: подавляющее большинство театров идут по третьему пути, игнорируя возможность повлиять на сознание зрительской аудитории и далеко не всегда формируя представление о прекрасном с точки зрения эстетики. Не стоит забывать, что театральное искусство – это мощный инструмент для взаимодействия с человеческой душой, ее врачеватель.

Театр под микроскопом. Ликбез: теория театра

Время идет, меняются приоритеты, ценности, но искусство вечно. История театра продолжается.

Теги:
Top