Меню

Новости

Театр и дети

Премьера 3D-спектакля по Достоевскому

В преддверии Международного дня защиты детей во Дворце профсоюзов с аншлагом прошла премьера 3D-спектакля «Аднойчы ў вялізным горадзе» уже знакомого вам Семейного инклюзив-театра «і». Показываем, как выглядит 3D в театре, и делимся впечатлениями о первой семейной постановке в таком формате.

На премьерный показ спектакля «Аднойчы ў вялiзным горадзе» зрителей собралось больше, чем мог вместить один из крупнейших театральных залов Беларуси. «Мы не ожидали… При следующих показах постараемся учесть такие нюансы», — поделилась художественная руководительница инклюзив-театра Ирина Пушкарева перед показом.

Чем этот спектакль выделяется среди общей культурно-театральной палитры столицы? Нынешняя премьера была заявлена как 3D-спектакль, созданный с использованием новейших цифровых технологий: поворотная сцена, объемные трехмерные проекции переднего и заднего планов, нестандартные световые и звуковые решения.

Энергетически мощный посыл заключен и в самом сюжете спектакля. Тема, как это принято говорить, — из категории вечных. Постановка поднимает проблемы социального неравенства и губительного по своей сути равнодушия, личной свободы и выбора, доброты и милосердия, одиночества и веры в чудесное спасение. В основу спектакля лег рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке», что само по себе предполагает глубокий психологический драматизм.

Бездомный мальчик накануне Рождества остается совершенно один в огромном городе. Его мать погибла в трущобах от холода и голода. Пытаясь найти пристанище, где он мог бы отогреться, мальчик в страхе скитается по шумным улицам, заглядывая в светящиеся окна богатых домов. В суете предстоящего праздника никому нет дела до несчастного сироты. Он замерзает на улице под звуки взрывающихся хлопушек, радостный хохот наряженных детей, хороводы и пляски вокруг наряженной елки. И… оказывается на празднике у Христа и ангелов, в объятиях мамы и множества детей, таких же, как он сам — чужих и ненужных там, на земле. Они беззаботно счастливы, обласканы и любимы здесь, у Христа на елке.

«Аднойчы ў вялiзным горадзе» — адаптированная Верой Жибуль версия произведения русского классика, переведенная на белорусский язык и вбирающая в себя лучшие традиции белорусской культуры. В отличие от суровой реальности Достоевского, в интерпретации Семейного инклюзив-театра «i» в огромном городе нашлась одна девочка, чуткая к чужой беде — но поздно. Именно это «вольное включение» — воплощение надежды на доброту и милосердие.

О сэрцайка, сэрца, бiся мацней,
Узiмку кветкаю расквiтней,
Каб я кагось адагрэць змагла,
Калi на зямлi замала цяпла…

Пожалуй, главная фишка состоявшейся премьеры — актерский состав. Семейный инклюзив-театр «i» широко известен в стране своими идеями общества равных возможностей. В труппе собрались не профессиональные актеры, которых долгие годы готовили к выходу на сцену. Цвет и основа театра — дети, совершенно необыкновенные и яркие личности, даже те (и непременно те!), о которых в обычной жизни говорят: дети с особенностями.

Так, например, могут сказать о детях с аутизмом, чей диагноз накладывает серьезные ограничения на их успешную социализацию, в первую очередь, из-за трудностей в общении. Но за те годы, что театр работает с детьми с аутизмом, это предубеждение не раз опровергалось. Вы не найдете их на сцене, как ни старайтесь. Да и надо ли искать? Когда открывается занавес, на сцену выходят открытые, сплоченные, собранные, искренние дети. Такие же они и в жизни — настоящие и неравнодушные. Но ровно настолько, насколько неравнодушно к ним общество и насколько оно готово распахнуть перед ними двери на свою «елку».

«Аднойчы ў вялiзным горадзе» — первая за два года постановка Семейного инклюзив-театра «i», в которой играют не только дети с аутизмом, но и их родители, близкие, друзья. Так театр расширяет границы собственного творчества и общественного восприятия.

Вы видели, как в розовеющем от заката небе кружатся хлопья тополиного пуха? Может, это вовсе и не он, а вырвавшаяся из театрального закулисья инсталляция рождественского снегопада щекочет щеки и ложится на плечи? Сходите на спектакль — там есть ответ.

Гарыце, гарыце, малыя агнi,
Злучайцеся ў цеплы агонь дабрынi,
Каб з холадам, змрокам, бязрадасным часам
Нiхто на зямлi не застаўся сам-насам.

По словам руководителей театра, при всей технологичности спектакля он может быть адаптирован практически под любую театральную площадку, поэтому в будущем труппа надеется показать этот спектакль в регионах Беларуси. 

Поддержал постановку один из основателей и генеральный партнер театра — velcom.

Top