Меню

Новости

Снимайте это как хотите

Три проблемы игрового белорусского кино

Говоря о национальном кино, я постараюсь избегать абстрактности и общих фраз, потому что современный белорусский кинематограф, как и любой другой, это, в первую очередь, совокупность разных авторов, а не единый организм. Тем не менее некоторая специфика является общей для всех белорусских режиссеров.

Первая проблема это экономическое положение кинематографа в Беларуси. В отличие от пограничных государств (Польши, Украины, Литвы, Латвии, России) в Беларуси нет рабочего фонда кино, который мог бы финансировать полнометражные игровые фильмы, в том числе дебюты. Непрозрачный и бюрократичный республиканский конкурс Министерства культуры объявляет гранты на съемки фильмов на заданные идеологически выверенные темы, которые в подавляющем большинстве случаев выигрывает национальная студия «Беларусьфильм».

graf_v_apelsinah

«Граф в апельсинах»

Тем не менее в Национальном конкурсе «Лiстапада» ни одна картина «Беларусьфильма» не участвует. В программе работы авторов, снятые с помощью краудфандинга (фильмы «Граф в апельсинах», «Души мертвые», «Называйте это как хотите»), за счет собственных средств («Любовь и партнерство», прошлогодние «Гараш» и «Фортуна») и благодаря другим  независимым источникам финансирования. По словам продюсера фильма «Называйте это как хотите», экономический потенциал краудфандинга в республике составляет около 6 000 рублей. Эти слова подтверждаются практикой: два других успешных проекта «Души мертвые» и «Граф в апельсинах» собрали аналогичные суммы. По словам Андрея Курейчика, автора окупившегося фильма «Гараш», прокат способен принести примерно 30 000 рублей, что обусловлено объективным фактором количеством экранов. Получается, что даже при самых благоприятных обстоятельствах в Беларуси можно снять только микробюджетное кино.

В таких условиях автору фильма «Называйте это как хотите» Кириллу Галицкому удалось создать нормально функционирующую мелодраму с отточенной актерской игрой и логичной для зрителей режиссурой. С другой стороны, нельзя сказать, что он расправил плечи и вышел на по-настоящему оригинальный и цепляющий результат. Едва ли подобные киноленты могут быть целью при съемках микробюджетного кино, потому что конкурировать им все равно придется с полноразмерными картинами вроде альманаха «Петербург. Только по любви», наполненного специфическими чертами и атмосферой северной столицы России. Спартанскому же «Называйте это как хотите» не хватает сил именно на детали.

«Души мертвые»

«Души мертвые»

Любимые авторы другого белорусского режиссера Влады Сеньковой Паоло Соррентино, Ксавье Долан и Уэс Андерсон. В интервью она говорит, что в фильме «Граф в апельсинах» ей «очень надо, чтобы в кадре было красиво». Однако в титрах фильма нет имени художника-постановщика, а операторов сразу два они снимали по очереди, что вряд ли пошло на пользу цельности фильма. К сожалению, темп производства и тотальная экономия превратили потенциально свободный и эклектичный по стилистике фильм просто в сырой. Более доработанным в этом смысле получился фильм-победитель Национального конкурса «Души мертвые», в котором микробюджетная данность переведена в особую эстетику: тонкий и богатый на детали сценарий написан со спецификой бюджета действие происходит в единстве пространства и времени. Перед съемками были проведены тщательные репетиции, которые позволили снять фильм за один день и одним планом, что в данном случае стало не просто трюком, а логичным следствием экономических условий производства.

Второй важной составляющей белорусской киноиндустрии является распространенность русского языка: использовать белорусский язык авторам не позволяет отображаемая реальность. В то же время отсутствие языкового колорита лишает фильмы специфики, характерной, например, для французского или польского кино. Кажется, что использование белорусского языка могло бы освободить кино от прямой конкуренции с импортным продуктом на внутреннем рынке: например, две верхние строчки годового литовского проката занимают фильмы на литовском языке.

nazivayite_eto_kak_hotite

«Называйте это как хотите»

Действие белорусского фильма «Называйте это как хотите» происходит в безымянном городе в России, несмотря на то, что снят он в Минске. Персонажи фильма заняты на абстрактных офисных работах, а в свободное время не говорят и не делают ничего интересного, кроме минимального набора действий, двигающих мелодраматический сюжет вперед. Притча «Двадцатьшестнадцать» также абсолютно абстрактна: безымянный герой живет в одиночестве в условном постапокалиптическом мире в доме без стен и проводит дни в последовательности загадочных ритуалов. Интереса этой истории могли бы придать конкретная культурная специфика и внутренняя логика, но по сценарию зрителю так и не открывается смысл действий героя напротив, они становятся все менее логичными, а герой все менее адекватным и располагающим к сопереживанию.

В-третьих, общей чертой многих белорусских фильмов является консервативная режиссерская школа. Фильмы «Консьерж», «Хомут», «Встреча», «Счетчик счастья», «Мой брат», «Называйте это как хотите» могли быть сняты и 20, и 30 лет назад. А ведь именно радикальность взгляда и здоровый авангардизм создали и румынскую новую волну, и филиппинскую, и «Догму-95». «Мой брат» выпускницы Белорусской государственной академии искусств Неллы Василевской это прилежная дипломная работа в жанре мистической истории взросления, аккуратно цитирующая классику вроде «Зеркала» Тарковского. Но когда дело касается именно мистики и тайны, в фильме не находится ни одной оригинально снятой и западающей в память сцены. И даже яркий фильм автора-самоучки Влады Сеньковой «Граф в апельсинах» Ленка Тырпакова, отборщица фестиваля в Карловых Варах, назвала довольно старомодным. В своем выступлении в рамках индустриальной платформы «Лістапада» она также отметила, что «Граф» оказался единственной белорусской лентой, присланной на фестиваль в Карловых Варах за последние 6 лет.

Top