Меню

Новости

Сезон off

Итоги театрального сезона 2014-2015

В театральной жизни столицы наступило время традиционного затишья и молчания. Так что «Культпросвету» не остается ничего иного, как подвести итоги уходящего сезона 2014-2015. Мы поговорили с театральными критиками о том, кто был главной театральной фигурой, что запомнилось в этом сезоне и какие отличия и тенденции характерны для него.
Елена Мальчевская — старший преподаватель кафедры литературно-художественной критики Института журналистики БГУ, театральный критик

Кто?

Александр Марченко и его спектакль «Мабыць» – появление документального театра на репертуарной сцене Беларуси.

Спектакль «Мабыць»

Что? Как?

Говоря о тенденциях, в первую очередь хотелось бы отметить лабораторный и проектный театр.

Одно из самых важных событий этого театрального сезона – белорусская программа Международного театрального форума «ТЕАРТ», которая стала шоу-кейсом альтернативного, независимого, экспериментального театра Беларуси.

Обращает на себя внимание и проект Центра белорусской драматургии и Центра Современных Искусств «Драма Live», в рамках которого пьесы были прочитаны в нетеатральных пространствах, категория театрального пространства была осмыслена по-новому.

Читка пьесы «Это все она»

Хочется выделить и обновленный формат Международной драматургической лаборатории Центра белорусской драматургии. В этом сезоне ее провели в четвертый раз, курировал лабораторию художественный руководитель Театра.doc Михаил Угаров. Благодаря новой информационной политике и интернет-голосованию часть лабораторного процесса стала доступна широкому зрителю.

Международная драматургическая лаборатория

Алексей Стрельников — театральный критик, кандидат искусствоведения, арт-менеджер, специалист Центра экспериментальной режиссуры

Что?

Мы с моей коллегой Еленой Мальчевской в конце года провели опрос среди театральных критиков, и, конечно, это средняя температура по больнице, но большинство моих коллег отметили спектакли «Мабыць» Республиканского театра белорусской драматургии в постановке Александра Марченко и «Чайка» литовского режиссера Оскараса Коршуноваса. Последний привозил свой спектакль на международный форум театрального искусства «ТЕАРТ».

Спектакль «Чайка» (режиссер Оскарас Коршуновас)

В этом я со своими коллегами соглашусь, потому что это два спектакля, которые очень меня впечатлили. Например, «Чайка» – простой по форме, но очень пронзительный по настроению. Те «Чайки», которые появились и в молодежном театре, и купаловском, и в восстановленном варианте спектакля в театре кукол – их все сравнивали с «Чайкой» Коршуноваса. И не всегда в нашу пользу.

«Чехов. Комедия. Чайка» (Белорусский государственный молодежный театр)

Насчет спектакля «Мабыць», режиссер доказал, что такая форма театрального представления, как вербатим может достаточно убедительно выглядеть на нашей сцене. И в зале появляется особая, я бы сказал, рабочая атмосфера, к которой не все зрители готовы. Люди вдруг начинают понимать и принимать ту реальность, которая происходит вокруг.

Кто?

Театр – это дело коллективное. Выделить какую-то отдельную личность очень сложно. Драматург Дмитрий Богославский очень подходит на эту роль. К тому же спектаклю «Мабыць» он тоже имеет отношение, более того, за этот год у него появилось много новых текстов. Дмитрий также был заявлен на фестивале молодых драматургов «любимовка» и в проекте IV Международной драматургической лаборатории, где он представил достаточно интересный и, на мой взгляд, лучший текст.

Это был плодотворный для него год. Он интересно проявил себя как артист в спектакле «Чайка», сыграв в нем Трепелева – молодого и творческого человека. Это был, как мне кажется, вызов, и Дмитрий с ним справился.

Как?

Надо сказать, год был сложный. Падение валюты, кризис, девальвация в декабре – это всё сильно повлияло на театр, в первую очередь на артистов. Поэтому режиссерам становится трудно реализовать свои проекты. Сезон получился без каких-то ярких явлений. Вы спрашивали у меня о важных событиях в театральной жизни – я смог назвать только два.

Однако хочу отметить следующую тенденцию. То, что агентство «Культпросвет» организовал приезд спектакля «Контрабас» с Константином Хабенским и то, что в Минске прошли гастроли московского ТЮЗа (организовал гастроли «Театр Ч» — Прим. ред.) – это очень интересный поворот. Если раньше ориентация была на спектакли с участием звезд, то здесь просматривается попытка направить внимание зрителя на качественный продукт. Надеюсь, эта тенденция продолжится.

Спектакль «Контрабас»

Людмила Громыко — театральный критик, театровед

Кто?

Алексей Лелявский. И здесь другие варианты не очень прорисовываются. Он мыслящий, современный, глубокий. Демонстрирует удивительную способность работать на результат. А результат – это спектакли, которые мы увидели в этом сезоне.

«Чайка. Опыт прочтения» (режиссер А. Лелявский)

Что?

Событие года – Международный театральный форум «ТЕАРТ», который, безусловно, расширяет профессиональные горизонты наших театральных деятелей и может дать толчок для развития белорусского театра. Соединение международной и белорусской программы было рискованным, однако результат оказался убедительным.

Спектакль «Материнское поле» (программа «ТЕАРТа»)

Как?

Для меня в этом сезоне произошло оживление театрального процесса, причем не в больших репертуарных театрах, а в студиях и лабораториях, где идет работа над новой драмой. Набирает силы и белорусский андеграунд. Драматурги, критики, режиссеры идут своим путем, не зависят ни от кого, становятся всё увереннее, и это очень здорово. Есть надежда, что возникнет новое театральное сообщество, которого не хватает.

Вадим Салеев — заслуженный деятель культуры республики Беларусь, театральный критик, доктор философских наук, профессор, главный редактор журнала «Артефакт»

Кто?

Насчет главной фигуры уходящего сезона затрудняюсь ответить. Хотя в качестве новатора могу назвать режиссера Кирстен Дельхольм за ее постановку «Смех в темноте» по роману Набокова, показ которой прошел в рамках фестиваля «ТЕАРТ». А из наших выделить кого-то сложно: никаких шедевральных вещей нет. Однако ключевой театральной персоной я бы назвал Алексея Лелявского за обновление «Чайки» в театре кукол.

Что?

Удачное проведение международного фестиваля театрального искусства «ТЕАРТ» и международного молодежного театрального форума «Март-контакт-2015». Последний меня очень поразил.

Спектакль «Игроки» («Март-контакт-2015»)

Как?

Отмечу, что у нас сейчас переходный сезон. Теперь очень чувствуется влияние на наш театр различных театральных культур. Пример тому – итальянско-белорусская постановка «Viva Commedia» в театре имени Горького. Также я замечаю влияние русского психологического театра, что особенно было заметно на «Март-контакте». В частности, в таких постановках, как «Митина любовь» Санкт-Петербургского театра, «Все мы будем счастливы» молодых режиссеров из Москвы и «Шекспир»польского театра имени Венгерки).

Спектакль «Шекспир»

В этом взаимовлиянии на фоне пробуждающейся молодой драматургии мы можем найти некоторые новации для театральной жизни Беларуси.

Это новаторство можно найти и в произведениях современных белорусских авторов. Ранее они стремились к андеграундному искусству, а сейчас на примере пьес Дмитрия Богославского и Юлии Чернявской я вижу, что происходит соединение классического психологического театра с новой драмой андеграундного порядка.

Татьяна Артимович — театральный режиссер, критик

Кто?

Не персоной, но именем прошедшего театрального сезона для меня стал Максим Досько. Появление таких авторов в нашем неблагоприятном театральном поле, возможно, знак того, что стратегия накопления потенциала остается для белорусского театра не только актуальной, но пока единственно возможной.

Что? Как?

Тенденцией снова можно выделить как раз альтернативные инициативы, связанные с интересом и продвижением белорусских авторов. Имею в виду серии читок в Центре белорусской драматургии, проект «Драма Live» и др. Пока для меня не хватает теоретического осмысления того, что происходит, почти нет рефлексии о развитии, а также  новых театральных форм. Драматурги чаще всего опережают практиков и теоретиков. Но хочется надеяться, что к этому тоже придут, и мы станем разговаривать о театре не только на событийном уровне, но осмыслять более глобально.

Читка пьесы «Участковые, или Преодолеваемое противодействие»

И еще отмечу, что важным для нашего поля остается деятельность Свободного театра, который отпраздновал свое 10-летие, а также восстановил знаковые постановки. По моему ощущению, они до сих пор задают определенную планку для других, стимулируют активность в альтернативной среде.

Денис Мартинович — историк, театральный критик, журналист

Кто? Что?

Главное событие – международный форум «ТЕАРТ». И это главное событие прошлых лет и главное событие будущих (если ничего кардинально не изменится). Главная персона – Анжелика Крашевская, которая организует «ТЕАРТ» и составляет программу. Но снова-таки, так было и в прошлые годы, так будет и в этом году.

 

Top