До 17 апреля в Национальном художественном музее РБ проходит выставка RELAX, посвященная искусству отдыхать. Обязательно сходите туда, если этой весной вам не хватает покоя и умиротворенности. Рассматривать картины, сидя в тишине на удобном диване, — отличный способ культурной перезагрузки, мы уже проверили.
Екатерина Изофатова — заведующая отделом современного белорусского искусства Национального художественного музея
Идея проекта RELAX долго трансформировалась в процессе обсуждений и исследования коллекции музея. Изначально мы хотели сделать выставку «Инь», в рамках которой предполагалось показать творчество художниц, то есть женщину не только как субъект, но и как объект художественного творчества. Потом постепенно мы пришли к идее того, что хотим показать процесс омовения, купания, который непосредственно связан с телом, чистотой, но в какой-то момент поняли, что наша коллекция не позволяет сделать серьезную тематическую выставку. Но мы подумали о том, что купание — это одно из состояний расслабления, релаксации, и решили пойти по пути поиска таких состояний. Изначально у нас даже предполагался раздел «Шопинг», но потом мы решили, что это все-таки не совсем релакс, особенно в наших условиях.
В итоге мы остановились на следующих разделах: «Покой» в качестве интродукции, «Тело», «Погружение», «Компания», «Сон». Последним был сформирован раздел «Компания» — идея совместного времяпрепровождения: это и просто посиделки, чае- и кофепитие, философские раздумья, расслабление после долгого рабочего дня в процессе дружеского общения или просто дружеского сосуществования.
Релакс — это всегда выход за рамки нашего обыденного поведения, когда мы можем позволить себе больше свободы. Эта свобода проявилась и в экспозиционном решении: появились диваны, экспозиционные щиты — все это в принципе меняет архитектуру пространства музея. В плане экспозиционного соседства мы также хотели сделать глобальные контрапункты, от каламкари до классической живописи, — такие, на первый взгляд, слишком дикие соединения. В какой-то степени это получилось, потому что академическая классика у нас соседствует, например, с лирико-экспрессивной абстракцией Анатолия Кузнецова.
За счет очень яркой полифонии — и цветовой, и стилистической, — когда, например, живопись 70-х годов XX века соседствует с живописью двухтысячных, нам удалось отойти от статики. Когда стоишь на галерее и смотришь на противоположную стену, есть ощущение легкой качки, будто бы ты стоишь на палубе корабля, — оно создается за счет синкопированного экспозиционного пространства. Когда экспозиция выстроена просто в ряд и имеет единый формат, создается ощущение монотонности, а здесь есть легкость, что соответствует состоянию релакса.
Лизавета Елиневич — заведующая сектором маркетинга
Мы также планируем провести relax set — это будет электронная музыка в холле музея. Очень хочется добавить в этот проект музыку, потому что мы активно опираемся на визуальный опыт релакса, но немного забываем о том, что это также очень тактильная и аудиальная история. И поэтому хочется наполнять пространство нехарактерной для этого места музыкой, хочется максимально осовременить его за счет этой аудиальной составляющей.
Подобного рода временные выставки подогревают интерес аудитории, делают музей актуальным и очень своевременным — это возможность вести диалог с посетителями.
Все временные выставки немного дерзкие, они возникают как ответ на вопросы, которые нам задают наши посетители, это не просто волеизъявление куратора: мы вдохновляемся какими-то вещами, которые слышим от наших знакомых, посетителей музея, и это классно, потому что таким образом в процессе создания выставки участвуют не только музейные сотрудники.
Мы все разные, у каждого из нас свой круг общения, и мы по-разному проводим свое свободное время. Проведение подобных проектов с привлечением музыкантов, диджеев — это желание показать, что мы открыты для коммуникации и готовы быть площадкой для реализации чьих-то идей. К тому же таким образом мы привлекаем в музей новых посетителей. Мы очень хотим, чтобы музей наполнялся разными людьми не потому, что нам надо выполнять план по посещаемости, а потому, что таким образом музей становится лучше.
В чем, например, уникальность музея Азгура? В том, что он стал местом силы. Почему он стал местом силы? Потому что в нем нашли место все: и архитекторы, и кинематографисты, и театралы. Именно это позволяет институции быть чем-то большим, нежели просто хранилищем произведений искусства. Мне кажется, что-то подобное должно происходить и с рядом других культурных институций.
Партнёры выставочного проекта Relax ЗАО «Цептер Банк» и компания LG Electronics.