Меню

Новости

ПУТЕШЕСТВИЕ К МОРЮ

Билет на море за 5 рублей

На календаре лето, море – внутри.

«Айвазовский и маринисты» – маршрутная карта путешественника: четыре выставочных зала, 13 работ Айвазовского и «всё море» Национального художественного музея.

Вот такое разное море.

На берегу

Представленные в первом выставочном зале работы малого формата, словно робкие шаги человека, ожидающего встречи с морем, обращают наше внимание к «марине», погружают в контекст, легко и ненавязчиво вовлекают в воду с ее богатой палитрой солнечных и световых рефлексов.

Здесь современники и соратники Айвазовского: А. Бенуа, В. Серов, А. Беггров, Н. Досекин, Н. Дубовской… И мы «На Белом море», а перед глазами «Амстердам», «Рига», «Петербург ночью», «Устье Темзы» и «Морской пейзаж».

UNKN6365

«Айвазовский – это поэзия в живописи. Зрителю нужно понимать, что ты читаешь поэзию.
И разворачиваешь ее у себя в голове. Постепенно: рифма – к рифме, свет переходит в состояние,
в линию, линия в эмоциональное напряжение или взгляд человека, в цвет глади волны,
всё соединяется и собирается в завершенное произведении.»

Дмитрий Солодкий, заведующий отделом научно-просветительской работы НХМ

Глубже

Не даем волю эмоциям, знакомимся с историей, попадаем на «Парад русского флота» А. Боголюбова. Перед нами демонстрация технических достижений военно-морского флота – самые ценные экспонаты: корабли, пароходы, фрегаты, парусники.

Следуем далее, и уже «Пожар в Кронштадте». Тут не до сдержанности: в характере мазка, особенности передачи воздуха, дымчатости – буйство эмоций.

Знакомимся с учениками Ивана Константиновича: Л. Лагорио, Г. Кассеси, П. Тизенгаузен. Взору открывается свет.

Свет окутывающий, обволакивающий своей мягкостью и дымчатостью, фиксирует «Маяк» Г. Кассеси. Волна и вода – стихия, не имеющая четкого контура, растворенная в пространстве, подчиняется нам, и мы смело приручаем ее. Плывем дальше. Вместе.

UNKN6343

«Здесь очень много света. На каждой работе, везде: либо солнечное освещение прорывается сквозь облака,
чтобы давать рефлексы на воде, либо это зарево пожаров, или работа с мягким лунным светом.»

Дмитрий Солодкий

Ныряй

Постепенно погружаемся в море Айвазовского. Перед нами – два графических листа мариниста: «Морской пейзаж» и «Корабли на море». Уже в этом минимализме узнаем характерный набор художника: волну, небо, чаек, плавающую бочку и какую-нибудь мачту.

Продолжаем свое плавание. Останавливаемся, встречаем «Ночь на острове Родос». Мягкость лунного сияния, тепло родосской ночи окутывает словно воздушное, нежное одеяло. Засыпаем.

Во сне встречаемся с людьми, персонажами картин. Человек на полотнах Айвазовского любуется природой, находится с ней в гармонии, является ее частью. Созвучно бушующему морю, волнуемся мы, восхищаемся мужественностью и мощью российского императора – «Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим».

UNKN6348

Надвигается «Буря». Бушующее море и человек – как неотъемлемая часть стихии. Момент нашего воображения, переживания, страха и надежды.

Просыпаемся. «Туманное утро» приветствует нежностью, свежестью и тишиной, почти нетронутой гладью воды. «Утро на море» наполнено светом, переливается различными оттенками фиолетового – жизнью.

Отправляемся лицезреть «Ниагарский водопад» – такую тонкую живопись, где каждый мельчайший фрагмент полотна выглядит как отдельно взятая работа.

«Искусствоведы говорят, что хорошую работу можно увеличивать. Увеличивать вплоть до мазка.
При увеличении будет сохранена идея и полноценность работы художника.
Айвазовский выдерживает многократного увеличения.»

Дмитрий Солодкий

«Марина» – яркий акцент, замыкающий плавание по морям Айвазовского. Такой своеобразный итог: умиротворенно-спокойное море – полотно на синем бархате. Или альтернатива – вернуться вновь в круговорот морских событий либо ощутить море внутри.

UNKN6328

Море – внутри

Эффект внутреннего погружения в пространство содержится в крупноформатных работах Айвазовского.

Заглянув за бархатную кулису, попадаем в эпицентр морской волны. Заключительный, четвертый, выставочный зал экспозиции: одно полотно во всю стену – «Буря на Азовском море в апреле 1886 года». Море, которое можно наблюдать с различных ракурсов: стоя, сидя или лежа в удобном бескаркасном кресле. Под звуки музыки создавать свое впечатление моря. Отыскивать новые, незнакомые его краски.

И знать, что внутри каждого из нас живет свое море.

UNKN6351

«Айвазовский в этой картине иной, нежели во всей представленной экспозиции.
Полотно крупное: больше экспрессии в мазках – больше свободы.»

Юлия Мисюченко – реставратор 1-ой категории, старшая научная сотрудница выставочного отдела НХМ

Жемчужина

«Буря на Азовском море в апреле 1886 года» Айвазовского – картина с историей: она отражает реальные события, и у нее есть собственная история бытования. Купленная Е.В. Аладовой (директором НХМ в 1944 – 1977 гг.) у советской певицы Лидии Руслановой, произведение явилось достоянием Национального музея.

Специально для выставки «Айвазовский и маринисты» полотно реставрировали – готовили к 200-летнему юбилею художника. На протяжении года картину приводили в порядок, чтобы она радовала и восхищала зрителя.

«С Айвазовским мы, можно сказать, близко знакомы. Эта третья его работа, которую я реставрировала.
Самая масштабная. Жемчужина. У нас любовь взаимная. Так, как я полюбила эту картину, так и она полюбила меня.
Не подвела. И радует зрителя. Я очень довольна результатом.»

Юлия Мисюченко

Top