21 июня во всем мире проводится Праздник музыки — впервые он был организован в 1982 году в Париже по инициативе министра культуры Франции Жака Ланга. С тех пор к празднованию присоединились уже более 100 стран, включая Беларусь — сегодня во дворике Национального исторического музея можно будет послушать отличную музыку: от белорусского поп-фолка до джаза в исполнении французской вокалистки Патрисии Бонер и саксофониста Жана-Мишеля Пруста. «Культпросвет» встретился с артистами накануне выступления — и после этого разговора в наших наушниках только джаз.
Жан-Мишель: Праздник музыки сразу же стал важным событием во Франции, мне даже кажется, что вначале этот день праздновался более широко: участие в мероприятиях, которые организовывали в самых разных местах в городе, принимали и любители, и профессионалы. Со временем этот праздник стал более «любительским».
Патрисия: В этот день музыка буквально повсюду — даже если ты отправляешься в горы, ты можешь встретить там музыканта. Обычно праздник продолжается до двух часов ночи. Но вообще стоит отметить, что в обычные дни во Франции уже не пошумишь. (Смеется.) Поэтому в День музыки даже самые маленькие бары с удовольствием присоединяются к празднованию — можно быть спокойными, что в этот день злые соседи не будут ругаться из-за громкой музыки.
Жан-Мишель: Раньше отношение к шуму и музыке было другое. Ты мог днями разучивать какое-нибудь произведение на пианино, и соседи говорили: «Хорошо, он учится играть на пианино». Стоит начать играть дома сегодня — и соседи уже готовы вызывать полицию.
Патрисия: Все стали такими индивидуалистами.
Жан-Мишель: Джаз, само понятие и восприятие джаза меняется. Изначально джаз был музыкой темнокожих американцев. Джаз — это искусство быть вместе, делиться, слышать и слушать друг друга, это образ жизни, он несет в себе определенное отношение к жизни. Но в какой-то момент джаз начал становиться более интеллектуальным, стал терять связь с улицей, танцем и немного отдалился от публики. Несмотря на то, что сегодня джаз играют во всем мире, связь с публикой, понимание публикой сути джаза немного утрачено. Понятие джаза сегодня очень размыто: публика и СМИ больше не знают, что это.
Но в то же время сегодня очень сильно повышается технический уровень джазовых музыкантов, и их по-прежнему интересует взаимодействие с другими музыкантами, импровизация. Джазовые музыканты умеют отдавать, делиться эмоциями, быть щедрыми в проявлении эмоций. Они разделяют изначальную философию джаза: быть вместе, общаться посредством музыки, танца, движения.
Патрисия: Для меня неважно, насколько хорошо аудитория знакома с джазом. Главное — это та энергия, которая возникает во время выступления. И музыкантам, и публике важно заинтересовать друг друга.
Жан-Мишель: Во время выступления важно общение с публикой — нужно уметь вовремя реагировать на то, как слушатели воспринимают музыку, менять что-то по ходу, если это необходимо. Джаз — о том, как вступать в контакт с людьми без слов. Поэтому не так важно, кто твоя публика — насколько она подготовлена, знакома с историей джаза, — важно, как ты будешь налаживать с ней связь.
Патрисия: Джаз удивителен тем, что играть и импровизировать могут музыканты из разных уголков планеты, которые раньше не были знакомы. И, когда музыканты чувствуют друг друга, когда между ними возникает связь, публика тоже чувствует это — в этом залог успеха. Просто красивой музыки недостаточно — нужны эмоции.
Жан-Мишель: Мне кажется, что, как и во многих других сферах, для музыкантов сегодня важно уметь себя продавать — это опять же вопрос общения, коммуникации. Часто известные музыканты далеко не лучшие в своей профессии.
Жан-Мишель: Джаз для меня — это жизнь. Это любовь. Это философия жизни. Это образ жизни. Если бы джаз был политической доктриной, мир был бы прекрасен. Джаз — это мир удовольствия, общности, принятия другого, его индивидуальности и неповторимости, взаимоподдержки.
Патрисия: Джаз вечен, он постоянно меняется, живет. Джаз — это жизнь.