Как пришла идея совместного проекта?
Мы достаточно давно знакомы с Олей Скворцовой и испытываем симпатию к творчеству друг друга. Кроме того, я давно хотел попробовать свои силы в области музыки для современной хореографической постановки. Получилось так, что в этом году совпали и наши желания, и наши возможности.
Действие абстрактно или у спектакля есть сюжет?
Мы сознательно использовали абстрактные средства выразительности, но рассчитывали на то, что образы и настроение спектакля будут достаточно просто считываться.
Объективность сиюминутна – это большой плюс любого абстрактного произведения. Оно полисемантично, и, помимо прочего, процесс его восприятия задан контекстом.
Что было сначала музыка-атмосфера или действие-образ?
Сначала было желание показать разные женские образы. Под эти образы и ситуации, в которых они существуют, мы и подбирали музыку. Конечно, премьера спектакля, как и любой экзамен, выявила то, над чем стоило еще поработать.
Сейчас мы дописали несколько пьес к новой постановке, постарались сделать образы более выразительными. И мне кажется, что спектакль стал более пронзительным, трогательным, что ли. Хотя, разумеется, и сейчас мы не застрахованы от ошибок.
Мне музыка показалась звучанием природы – воздухом, дождем, пустыней…
Мне близки такие сравнения. Я, как и многие, учусь у природы. Например, стараюсь замечать, как звучат порывы ветра, интенсивность которых меняется. Или как звучит дождь, который переходит в ливень в сумерках или солнечным утром – эти моменты переходов природных явлений друг в друга для меня очень музыкальны, точнее сказать – они и есть тончайшие музыкальные нюансы и штрихи.
Какие-то композиции были написаны в лесу, какие-то в городе. Место само по себе не влияет на результат. Главное, как мне кажется, запомнить движение души, зафиксировать мимолетное ощущение, состояние. Это можно сравнить с пленэрной техникой у живописцев.
«Музыка, обладая гармонией и ритмом, очерчивает грани повествования»
Танцовщицы Skvo’s, как ноты, помогают вам создавать мелодию пространства?
Да, можно сказать и так. Спектакль «Секунда» заставляет нас, музыкантов, работать по-другому. К нашим трем музыкальным инструментам присоединяются тела актеров, как автономные музыкальные, или точнее, ритмические единицы. В первой постановке нам не хватало этого общего духа, этой общей музыкальной организованности. Сейчас мы постарались это исправить.
Существует алгоритм создания музыки и искусства вообще?
Законы и правила не способны объять всю историю искусства. На практике они – как основные магистрали или стороны света, но не более того.