Меню

Новости

От слов к делу

Социальный театр

Социальный театр сталкивает нас лицом к лицу с окружающей безжалостной действительностью – нам не удастся спокойно сидеть в креслах и ждать, пока обрушатся идеальные миры, полные иллюзий и недосягаемой высокодуховной жизни. Задача такого театра в том, чтобы найти решение острой общественно значимой проблемы или совместно со зрителями хотя бы приблизиться к нему.

Точное определение социального театра вы не найдете ни в одном словаре, потому что театр социален сам по себе. Для того чтобы понять, о каком феномене идет речь, нужно обратиться к опыту разных культурных традиций в данной области.

Так, в англоязычном культурном пространстве под социальным театром подразумевается стихийно создаваемый тип любительского театра, направленный на решение проблем местных сообществ – групп людей с  похожими жизненными сложностями. В Германии речь идет уже о целом направлении в театральной педагогике как специальности, получаемой в форме высшего образования. Сегодня театральные педагоги работают в школах, больницах, общественных организациях, театрах. Интересна история социального театра в Латинской Америке, Африке и Азии – здесь из-за долгой колониальной истории театр стал использоваться для повышения грамотности населения, изменения культуры, развития общества, причем опять же в форме любительского творчества. Отсюда берет начало широко распространенная система форум-театра бразильского режиссера Аугусто Боаля.

инклюзивный театр

Компания «Danza Moblie», Испания

Социальный театр Беларуси берет истоки в традициях агитационного советского искусства начала ХХ века, например, в деятельности любительских и полупрофессиональных рабочих агиттеатров «Синяя блуза», «Живая газета», Театров Рабочей Молодежи (ТРАМов). Основной своей задачей эти коллективы видели создание постреволюционного общества с помощью нового радикального театра, транслирующего образцы быта и модели поведения людей. К сожалению, они просуществовали не более 20 лет, но оставили яркий след в театральном пространстве страны.

Сегодня белорусский социальный театр развивается в нескольких формах: это форум-театр, плейбек-театр и инклюзивный театр.

Форум-театр – интерактивная театральная форма, совмещающая театр и социальную психологию. Зритель становится не просто наблюдателем, а активным участником происходящего на сцене благодаря возможности вмешаться в действие, изменить ход постановки, выйдя на сцену.

Предпосылкой создания форум-театра в конце 1960–х гг.  в Бразилии режиссером Аугусто Боалем послужило тяжелое социально-политическое положение в стране. В это время усиливался разрыв между богатым и бедным населением, росла всеобщая неграмотность. Назрела необходимость решать проблемы, о которых не было принято говорить вслух, тем более на сцене.

В Беларуси форум-театр появился как результат деятельности Белорусского молодежного общественного объединения «Новые лица» (г. Минск) в 2003 году. По приглашению организации с серией мастер-классов по форум-театру в Минск приехали представители театра «Аркен» (Швеция). Участие в тренингах приняли все заинтересованные, в том числе режиссер любительского экспериментального театра «EYE» (г. Минск) Дмитрий Мастяница, а также режиссер народного молодежного театра «Колесо» (г. Витебск) Владислава Цвики, которые и стали единственными в стране носителями и распространителями методики. С 2008 года независимым экспериментальным театром «EYE» и народным молодежным театром «Колесо» поставлено более 60 спектаклей на темы семейных и рабочих конфликтов, адаптации социально незащищенных слоев населения, ксенофобии и др.

Форум-театр

Форум-театр в Уганде на тему СПИДа

Плейбек-театр – оригинальная театральная форма, находящаяся на стыке искусства и гештальт-психологии, в которой актеры разыгрывают на  сцене рассказанные зрителями истории. Авторами методики выступают американские социальные активисты Джонатан Фокс и Джо Салас. Плейбек – театр (от англ. «we play your drama back» – «мы вновь проигрываем вашу драму») создан в 1975 году и включает в себя элементы традиционного театра, импровизации и психодрамы. Зритель является неотъемлемой частью спектакля, так как именно он предлагает свою историю для разыгрывания актерами театра. История передается, как правило, с точки зрения ее эмоционального содержания, определяемого самим зрителем при помощи ведущего. Поэтому в зависимости от целевой аудитории происходит переживание ситуаций самого разного характера и спектра эмоций, что способствует поиску нового выхода из них либо созданию терапевтического эффекта.

В Беларуси первый и на данный момент единственный плейбек-театр – театр психологической импровизации «Момент» – создан в 2015 году при Белорусском государственном экономическом университете. Его участники – студенты психологических специальностей, а также заинтересованные желающие. Сегодня театр функционирует при Национальном центре современных искусств Республики Беларусь под руководством Натальи Немкевич, сертифицированного драматерписта. Методика работы коллектива базируется на классической технике плейбека, и на сегодняшний день театром проведено более 20 спектаклей.

Инклюзивный театр – разновидность социального театра, включающая свою целевую аудиторию в качестве исполнителей и производящая на нее эффект психологической, социальной и ментальной терапии. Он изначально ориентирован на людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В Западной Европе такой тип театра приобрел известность с конца 1960-х гг. в связи с реформой в сфере культуры Франции, когда для получения государственной поддержки независимые театральные компании были обязаны проводить социальную работу, в том числе с людьми с инвалидностью, что привело к появлению творческого интереса в этой области.

Плейбек-перформанс

Плейбек-перформанс

В Беларуси инклюзивное движение существует довольно долго. Так, уже в 1947 году на базе Республиканского дома культуры Белорусского общества глухих был создан народный театр мимики и жеста для того, чтобы при помощи средств пантомимы способствовать реабилитации участников труппы. Однако активность в области инклюзивного театра стала проявляться только в начале 2000-х гг. В этот период при специализированных учебных заведениях и благотворительных негосударственных организациях стали создаваться многочисленные театральные труппы (театр «Королевство Интересных Дел» Пинской школы-интерната для детей с нарушением слуха, с 2003 г.; театр «Радуга» общественного еврейского благотворительного объединения «Хэсэд – Рахамим», с 2004 г., и др.). Свои достижения такие театры могут демонстрировать на ежегодном Международном фестивале особых театров «Непратаптаны шлях» (г. Брест) и Международном фестивале особых театров «Шаг навстречу» (г. Минск).

«Непратаптаны шлях» проходит с 2004 г. в рамках одноименной международной программы, направленной на реабилитацию людей с особенностями развития, которая реализуется на территории Беларуси, Украины и Польши. Организатор фестиваля – Брестское областное молодежное общественное объединение «Инвалид и среда». В течение двух фестивальных дней широкому кругу зрителей коллективы представляют короткие спектакли (до 20 мин.) по мотивам сказок и мирового литературного наследия. Международный фестиваль особых театров «Шаг навстречу» организационно и тематически дублирует «Непратаптаны шлях». Основателем мероприятия выступает ОЕБО «Хэсэд – Рахамим», реализуется при поддержке программы малых грантов Посольства Соединенных Штатов Америки в Республике Беларусь. Первый фестиваль был проведен в 2011 г., второй в 2016 г. на базе Республиканского дома культуры им. Н. Ф. Шарко. Задачей видится привлечение внимания к проблеме инвалидности средствами театра, а также помощь в обмене творческим опытом и налаживании межличностных контактов.

спектакль в женской исправительной колонии

Репетиция спектакля в женской исправительной колонии № 8 г. Гомеля

Кроме того, сегодня в Беларуси увеличивается активность «тюремного театра», который также можно отнести к разновидности инклюзивного театра. Речь идет о театре, создаваемом при исправительных учреждениях для профилактики рецидивов, эстетического и общекультурного воспитания заключенных, которые и играют в спектаклях. Тюремный театр не является совершенно новым для нашего театрального пространства, потому что, по свидетельствам исследователей, нечто подобное уже было с 1920 г. при Могилевском исправительном доме.

Толчком к возрождению тюремного театра в Беларуси стал проект «Театр в тюрьме», запущенный в 2004 г. Департаментом исполнения наказаний МВД Беларуси, Общественным объединением «Белорусский союз женщин» и Общественным объединением «NStudio» (Швеция) при финансовой поддержке Восточноевропейской грантовой программы «Forum Sud». В результате этого проекта в 2005 г.  в женской исправительно-трудовой колонии № 4 г. Гомеля был создан любительский театр. Его актрисами стали осужденные женщины и административные работники колонии. Режиссером и руководителем труппы является актер Гомельского областного драматического театра Алексей Бычков. На сегодняшний день в рамках проекта выпущено 8 спектаклей в стилистике традиционного театра. В качестве материала для постановок отбирались пьесы, в которых затрагиваются традиционные понятия женского счастья, материнства, общечеловеческой морали, темы плодотворного перевоспитания («Восемь любящих женщин» Р. Тома, «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки, «Бог любит» З. Деминой, и др. ). Таким образом в игровой форме женщины возвращаются к ситуациям из обычной жизни и готовятся к выполнению своих социальных ролей после завершения срока заключения.

С аналогичными воспитательными целями и задачами подобные театры были созданы в 2008 г. в воспитательной колонии № 1 г. Витебска и воспитательной колонии № 2 г. Бобруйска для несовершеннолетних.

Инклюзивный театр является уникальным примером социально ответственного театра, который служит для построения общества равных возможностей. Благодаря переживанию конкретных ситуаций, предлагаемых драматургическим материалом, взаимодействию друг с другом на сцене в предлагаемых условиях, актеры инклюзивного театра проходят процесс социализации и личной терапии театральными средствами. Несмотря на невысокую художественную ценность инклюзивного театра, его социальный эффект несоизмеримо выше постановок профессионального театра. Важным еще видится то, что он практикуется именно любительскими сообществами, что способствует установлению доверительного контакта между актерами и зрительской аудиторией и более продуктивному решению острых социальных проблем.

Top