Меню

Новости

«Дузе»

Балет Джона Ноймайера рассказывает о вкладе Элеоноры Дузе в театральное искусство, внутреннем пути актрисы и ее отношениях с другими выдающимися людьми

В центре нового балета Джона Ноймайера, одного из наиболее значительных современных хореографов, стоит фигура великой итальянской актрисы Элеоноры Дузе (1858-1924). Наш корреспондент Ольга Борщёва побывала на мировой премьере, состоявшейся 6 декабря в Гамбурге.

Балет Джона Ноймайера рассказывает о вкладе Элеоноры Дузе в театральное искусство, внутреннем пути актрисы и ее отношениях с другими выдающимися людьми. В переводе на балетный язык освобождаются и раскрываются сущности, которые рождаются только в момент танца и не могут быть выражены иным способом.

Балет выстроен, как фильм Андрея Тарковского «Зеркало». Дузе вспоминает и осмысляет свою жизнь, придавая ей стройную форму произведения искусства. Воспоминания о событиях, встречах, спектаклях не увязываются друг с другом в хронологической последовательности, но переплетаются, играют и резонируют, проясняются в метафорическом столкновении друг с другом. Сценические роли становятся проекциями внутренних личных драм, возлюбленные в жизни превращаются в Ромео или Армана на сцене.

Для понимания балета достаточно самого поверхностного знакомства с биографией Дузе. В то же время вызывает восхищение замысел и умное изящество, с которым выстроены и связаны друг с другом сцены. Но танца как такового в балете, в сущности, не так много, его можно даже считать пластическим спектаклем. Ноймайер называет свое творение «хореографическими фантазиями на тему Элеоноры Дузе».

История Ноймайера начинается в кинотеатре. Дузе смотрит «Пепел», единственный фильм, в котором она снялась уже в возрасте пятидесяти восьми лет. Все силы затрачиваются в отчаянной попытке разглядеть на большом экране, как играла Дузе, и в то же время в подробностях проследить за тем, как в кинозале героиня встречается с Лучано Никастро (Александр Труш). С девятнадцатилетним сицилийским офицером Элеонора познакомилась в годы Первой мировой войны, и он стал ее другом по переписке. В балете встреча с Никастро запускает машину памяти, дает Дузе импульс к переосмыслению событий своей жизни и связыванию их в художественный текст. Музыкальной основой для первого действия стали «Два портрета», «Вариации на тему Фрэнка Бриджа» и «Симфония-реквием» Бенджамина Бриттена. Между ними вклиниваются «Вариации на выздоровление Аринушки» эстонского композитора Арво Пярта. По словам Джона Ноймайера, именно эта музыка одновременно «вдохновляющим образом способна отразить повседневные реалии, театральную искусственность и глубокий мир внутренних чувств и переживаний». Сложно вообразить, что кто-то мог бы продирижировать этим спектаклем лучше, чем Саймон Хьюит. Фотографии, роли и возлюбленные Дузе оживали в созданной оркестром атмосфере сдержанной прозрачной скорби и холодной страстности.

На роль Дузе пригласили известную итальянскую балерину Алессандру Ферри. Подобно своей героине, пятидесятидвухлетняя артистка может выглядеть на сцене в зависимости от задачи то старше, то моложе своего возраста. В позах, которые принимала Ферри в соответствии с эстетической программой Дузе, важна не красота, но сила и правдивость выражения эмоций. Мы увидели Дузе в роли Джульетты в пятнадцать лет в Арена ди Верона с букетом белых роз и в светлом платье и темной шали Эллиды из пьесы Генрика Ибесена «Женщина с моря». Страдающая, но сильная духом, свободная, но верная долгу Эллида стала последней ролью Дузе. Элеонора умерла, простудившись под дождем. В этой сцене Ноймайер применяет испытанный театральный прием, помещая героиню за стекло.

Композитор и либреттист (Карстен Юнг), с которым Дузе долгие годы состояла в тайных любовных отношениях, выведен в образе Наставника. Элеонора, родившаяся в семье странствующих комедиантов и с четырех лет игравшая на сцене, не имела систематического образования. Наставник на время одолжил ей книги и очки. Для Дузе, выступавшей только на родном языке, Бойто перевел на итальянский пьесу Шекспира «Антоний и Клеопатра». Сквозь призму этого произведения в балете обыгрываются особенности взаимоотношений интеллектуала и актрисы.

Айседора Дункан (Анна Лаудере) привычно танцует босиком с широким шарфом в хитоне. Очевидна близость эстетических программ Дузе и Дункан в их «возвращении к природе». Дункан выходит из устоявшейся системы движений классического европейского танца; Дузе отказывается от грима и конвенциональных правил, предписывающих, каким образом должно театрально передавать ту или иную эмоцию. В 1913 году в Париже погибли сын и дочь Айседоры: шофер забыл включить ручной тормоз, машина упала в Сену, дети и их няня утонули. И если привычно умирает, запутавшись в шарфе, танцовщица, то в балете Ноймайера шарф становится голубой рекой, поглотившей детей. Элеонора как старшая сестра утешает подругу. Французская актриса Сара Бернар (Сильвия Аццони), не менее воспетая современниками соперница Дузе, предстает в откровенно пародийном ракурсе. Но, несмотря на эту сценическую карикатурность, выраженную в суетливом использовании заученных театральных жестов, рыжая, кудрявая и нарядная Сара Бернар излучала неимоверное очарование. Борьба возвышенной «естественной» простоты (Дузе) против изысканной искусственности (Бернар) велась на поле «Дамы с камелиями». Дузе прошла свой путь — от подражания Бернар и следования конвенциям к собственной натуралистически-трагической интерпретации.

Вместе с писателем Габриеле д’Аннунцио (Карен Азатян), неутомимым возлюбленным Дузе и еще сотни других женщин, актриса стремилась к обновлению итальянского театра. В своем романе «Пламя» д’Аннунцио раскрыл немало личных подробностей и вывел Дузе в образе стареющей дивы, окружающей себя юными любовниками. В спектакле жгучий брюнет д’Аннунцио с удовольствием раздевается перед репортерами, демонстрируя вспыхивающим фотокамерам совершенное тело с подчеркнуто прочерченными мускулами.

Второе отделение («В ином мире») выстроено на сочинениях Арво Пярта Fratres (1980 и 1991) и «Кантата памяти Бенджамина Бриттена». Светлые фигуры двигаются в бело-голубом мондриановском пространстве, которое позже становится черно-белым и заснеженным. Здесь в радикально абстрактной форме показаны любовно-творческие отношения Дузе с мужчинами, лишенными отчетливо выраженных характерных черт. Это «Соблазнитель» д’Аннунцио, «Наставник» Бойто, «Солдат» Никастро и «Публика» (Марк Юбите) — самый главный и лучший любовник Дузе.

Top