ТЕАРТ. Кругосветка

Международный театральный форум «ТЕАРТ» при поддержке ОАО «Белгазпромбанк» и ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» привозит на минские сцены самые яркие и разнообразные спектакли со всего мира. Отборщики фестиваля ежегодно отправляются на поиски лучших из лучших. В юбилейный пятый год форума организаторы совместно с интернет-журналом «Культпросвет» подготовили для вас серию рассказов об актуальном европейском театре. Вы сможете почувствовать атмосферу крупнейших фестивалей и будете в курсе актуальных течений, а в октябре с легкостью сориентируетесь в программе форума «ТЕАРТ-2015».

 

Перформанс MATCHATRIA: сердце в руках

В феврале в Берлине на сцене культурного центра «Софиензале» при полных аншлагах проходил мультимедийный танцевальный перформанс MATCHATRIA. «Софиензале» – необычная площадка, дающая возможность молодым театральным коллективам, художникам, перформерам показать свои произведения зрителям и критикам. Находится культурный центр в старинном здании 1905 года, принадлежащем когда-то гильдии ремесленников. В 1996-м знаменитая немецкая танцовщица и хореограф Саша Вальц основала здесь независимую культурную площадку.

ТЕАРТ, фестиваль, ТЕАРТ-2015, Берлин, Германия, Софиензале, Саша Вальц, MATCHATRIA, Юи Кавагучи, Ёсимаса Исибаси

Авторы перформанса MATCHATRIA – одна из лучших танцовщиц столицы Германии Юи Кавагучи и художник и режиссер Ёсимаса Исибаси. Оба родились в Японии и давно живут в Берлине. За хрупкими плечами Юи Кавагучи – танцевальный номер на церемонии открытия Олимпиады в Восточной Азии в 2001 году, работа в Новом национальном театре Токио и проекте Red Bull Flying Bach, где она является единственной женщиной-участницей. Художник Ёсимаса Исибаси снимает экспериментальное кино и создает визуально-аудиальные перформансы. В своих работах он стремится сочетать традиционное искусство с высокими технологиями, которыми славится современная Япония. MATCHATRIA – один из примеров такого сочетания. 

Именно за этим уникальным перформансом «ТЕАРТ» отправился в Берлин. 

ТЕАРТ, фестиваль, ТЕАРТ-2015, Берлин, Германия, Софиензале, Саша Вальц, MATCHATRIA, Юи Кавагучи, Ёсимаса Исибаси

ЦЕРЕМОНИЯ

Матча – это чай, который наливают гостям на чайной церемонии, атриа – анатомический термин, обозначающий предсердие. MATCHATRIA, таким образом, обещает совместить элементы японской чайной церемонии с сердцем в его физиологическом и символическом смысле.

Сначала зритель попадает в «комнату ожидания», где его встречают две японки в черном. Они медленно и последовательно описывают порядок действий («Сейчас вам раздадут салфетки, просим вытереть руки», – произносят они и медленно и почтительно раздают каждому по влажной салфетке), разъясняют, как пользоваться 3D-очками и наушниками. В зал перформанса зрителей отводят небольшими группками и каждому указывают, на какое место сесть. «Комната ожидания» – подготовительный этап, настраивающий на нужный лад, предлагающий вдумчивость вместо суеты и покорность вместо привычки все контролировать.

ТЕАРТ, фестиваль, ТЕАРТ-2015, Берлин, Германия, Софиензале, Саша Вальц, MATCHATRIA, Юи Кавагучи, Ёсимаса Исибаси

СЕРДЦЕ

В зале перформанса вам в ладони вложат белое сердце, приятное наощупь. Оно пульсирует. Словно живое.

Перформанс MATCHATRIA состоит из танца Юи Кавагучи, 3D-видео и аудиоколлажей в наушниках. Каждое движение Юи четкое и точное, ее тело – совершенный инструмент. Кавагучи то изображает птицу над морскими водами, то уклоняется от столкновений с летящими шарами и кубами, то органично вписывается в пейзаж из сосудов и капилляров. Захватывающий танец, необычные звуковые эффекты, интересные 3D-картинки – все это создает настоящее удовольствие для глаз и ушей, качественное зрительское представление. Но вот с потолка опускается веревка-шнур, Юи резко останавливается и судорожно прикладывает ее к левой груди. Механизм считывает сокращения сердечной мышцы танцовщицы, сердце в руках зрителя светится и вибрирует. Оно напоминает: перед нами живой человек, то, что он делает, – дар. Напрягая мускулы, падая и поднимаясь, изламывая конечности, покрываясь испариной, доводя сердцебиение до немыслимой частоты, Юи фактически отдает себя. Но все ли способны это принять? И в ответ мы слышим очень реалистичный топот ног по ступенькам. Оборачиваемся, чтобы увидеть, кто беспардонно покидает перформанс, но это обман – топот только в наушниках. Трюк лишний раз напоминает: артист и режиссер никогда не застрахованы от неудачи, ответом на желание преподнести зрителю что-то бесценное может стать громкий звук шагов тех, кто уходит. 

ТЕАРТ, фестиваль, ТЕАРТ-2015, Берлин, Германия, Софиензале, Саша Вальц, MATCHATRIA, Юи Кавагучи, Ёсимаса Исибаси

ЧУВСТВОВАТЬ

MATCHATRIA – по-японски высокотехнологичное представление, где составляющие витиевато переплетаются и взаимодополняют друг друга. Благодаря 3D-эффекту видео оказывается не менее реальным, чем тело артистки. Дух захватывает от страстности и технического совершенства танца Юи Кавагучи, что особенно контрастирует с ее абсолютно невозмутимым лицом и общей церемониальностью атмосферы. Сердце создает странное ощущение близости с артисткой, хочется погружаться все глубже в ее прекрасный танец-жертву. Перформанс предполагает широкое поле для интерпретаций, но однозначно то, что чувственный компонент тут превалирует над рациональным: важно не столько то, что вы поймете, сколько то, что почувствуете.  

«Сердечная церемония» подошла к концу, в зале становится светло. Юи Кавагучи кланяется и несколько раз пытается покинуть сцену, но аплодисменты зрителей не позволяют. Ладони продолжают чувствовать биение и тепло чужого сердца. 

 

За обновлениями программы следите на сайте teart.by и в группах форума в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook.

 


текст: Ирина Горошко, «ТЕАРТ»

Kunihiro Fukumori

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
Использование и копирование материала без активной ссылки на ресурс запрещено.
Все права защищены.

Смотрите также: