Ольга Клип – руководительница и кураторка художественной галереи «Дом Картин», в прошлом – хозяйка «Мастацкого маёнтка». Когда-то давно она хотела стать врачом, но судьба сложилась так, что жизнь Ольги плотно связана с искусством, о чем она нисколько не жалеет. О том, какие выставки стоит посетить в марте, рассказываем в материале.
Ольга в одном интервью с вами прочитала, что когда-то вы совсем не планировали работать в сфере искусства, а мечтали о медицине…
Да, я увлеченно смотрела сериал «Скорая помощь» и вполне серьезно хотела стать врачом. Я поступила в медицинскую школу в США, но мне дважды отказали в визе. Выбор у меня был небольшой: в Минске я могла подать документы в МГЛУ, но делать этого категорически не хотела. Не знаю, почему, но в последний момент я решила подать документы в ЕГУ на музейное дело. А через несколько лет оказалась там уже в роли преподавателя.
То есть это была скорее случайность, чем осознанный выбор?
Именно. Когда я говорила друзьям, что изучаю историю искусств, надо мной часто подшучивали: «О, так ты будешь музейной бабушкой?!» Но я представляла себе эту сферу совершенно иначе. Мне было безумно интересно учиться, я много путешествовала: побывала в Италии, Франции, Австрии. В Вену, например, я ехала, чтобы посмотреть только одну картину — «Охотников на снегу» Брейгеля. В 2003 году проходила практику в Эрмитаже – когда ЕГУ расформировали, я училась в Петербурге. Как и многие, пробовала покорять Москву, но это оказался совершенно не мой город.
Почему?
Я тратила на дорогу от учебы до дома больше часа, и это меня изматывало. У мегаполиса масса своих плюсов, но в случае с Москвой они не перевешивают. Кстати, я тоже пробовала заниматься журналистикой. Конечно, сейчас с высоты своего опыта могу сказать, что это было малопрофессионально, но в то время невероятно вдохновляюще и полезно. Так я делала интервью с Хансом-Ульрихом Обристом – это такой небожитель для всех в сфере современного искусства (смеется).
Если говорить о переездах, мне гораздо больше понравилось жить в Италии, я была там на повышении квалификации. Вообще, образование в Европе – это очень серьезно. Это не просто «корочка». Ты узнаешь столько интересных и важных вещей, смотришь, слушаешь… Самым знаковым местом учебы для меня стала Школа Лувра.
Вы очень много путешествовали. Почему вернулись в Беларусь? Сейчас многим моим знакомым отсюда хочется уехать…
Сложный вопрос. Знаете, если быть честной, – здесь у меня гораздо больше шансов быть востребованной как специалист. Во Франции, Италии, Германии музейщиков с несколькими образованиями гораздо больше, этим никого не удивишь. В Беларуси дела обстоят иначе. Здесь еще во многом нужно людей образовывать, что-то менять, вносить свой вклад, чем я и занимаюсь. Если мне удастся хоть на крупицу что-то изменить – это будет прекрасно. В 2015 году я делала первый Осенний салон с Белгазпромбанком, и это был выдающийся проект. А позже мне захотелось делать свои проекты – так появился «Мастацкi маёнтак» и «Дом Картин».
Вы согласны с тем, что у нас нет культуры посещения музеев, арт-галерей? Люди вроде бы и хотят прикоснуться к культуре и искусству, но не знают, как это сделать.
Да, это очевидно. Она у нас изживалась годами. Что касается музеев, так точно. В музеях сейчас остро стоит вопрос интерактивности – людям уже не интересно просто «прийти в музей». Мы стараемся устраивать экскурсии, обмен мнениями после или во время выставки. Однажды мы устроили для посетителей голосование за лучшую картину – как же было интересно за ними наблюдать! Конечно, сейчас у того же НХМ огромный прогресс: начиная с выставок, которые они привозят, заканчивая образовательными лекциями и другим интерактивом. В мои школьные годы посещение музея проходило в добровольно-приказном порядке (смеется). Когда все ходят строем, и хотят поскорее уйти, а не слушать заученную речь экскурсовода.
О да, я тоже помню эти колониальные походы (смеемся). Нас, правда, водили в музей ВОВ. И если первые несколько раз это еще было интересно, то потом… немножко попахивало нафталином.
Да-да, некоторые, например, ходили в музей для того, чтобы потом посетить буфет. Это была такая своеобразная награда. Кстати, современный музей – это ведь несколько пространств. Там можно «вкусить» нечто во всех смыслах слова. Выпить кофе после экскурсии и обсудить увиденное в этом же месте – нормальная практика. Поэтому буфеты востребованы не только в галереях. Мы живем в интересное время, когда музеи начинают подстраиваться под современный ритм и уклад жизни человека. Важно сделать любое пространство комфортным для того, чтобы людям было туда приятно ходить. Важна коммуникация.
Например, недавно мы устраивали выставочный проект «Я Моне, Я Шишкин, Я Малевич» и попросили авторов, считающих себя художниками, приносить нам свои работы. Единственное условие – чтобы картины пролезли в дверь. Вы бы видели, какие были очереди и сколько желающих.
Если кратко охарактеризовать белорусский подход к искусству, что бы вы выделили?
У нас ценят Шагала, потому что он прошел Париж. Это интересный национальный подход – как только человек становится знаменитым за границей, его сразу же признают и у нас. К сожалению, редко происходит обратное. Нам нужно научиться ценить и знать своих художников, которые пока еще творят и живут здесь.
Какова роль государства в культуре? Должно ли оно помогать или, как зачастую происходит, просто не мешать?
Лично мне государство никак не мешало. Конечно хорошо, когда существует практика меценатства, как в Соединенных Штатах – очевидно и понятно, что на хорошие проекты нужны хорошие деньги. Мы движемся к спонсорству небольшими, но уверенными шагами. Например, я не скрываю, что у Дома Картин есть меценат, который делает его существование возможным.
Сейчас очень популярен краундфандинг… Как думаете, реально ли среди обычных людей собрать сумму, необходимую на существование музея или арт-галереи?
Сложно ответить… На целый музей или галерею – думаю, что все-таки нет. Но вот на какой-то отдельный выставочный проект – вполне возможно! Нужна еще большая активность со стороны частного сектора. У нас был один проект с «Маёнтком», который не сработал. Но это в любом случае очень хороший опыт. Всегда надо пробовать!
«Путь в Шамбалу»
Дом Картин / 4 марта – 16 апреля
Это выставка буддистской сакральной живописи и скульптуры. Здесь можно будет увидеть экспонаты, датируемые XVI веком. Интересно, что Эрмитаж признался, что мечтает о подобных вещах в своей коллекции. И, конечно, к выставке прилагается богатейшая программа сопроводительных мероприятий.
«Радзивиллы: судьбы страны и рода»
Национальный художественный музей / 15 февраля – 16 апреля
Я люблю НХМ. В последнее время они делают очень интересные выставки и проекты. Конкретно эта интересна тем, что она о вас с нами, о нашей культурной традиции. А еще это частная коллекция, и неизвестно, сможем ли мы её увидеть когда-нибудь еще.
«Чысціня і Гігіена»
НЦСИ / 2 марта – 1 апреля
Очень неформатный и интересный проект, на который я обязательно пойду. Здесь поднимаются вопросы не только о чистоте тела, как можно подумать, но, скорее, и о чистоте понятий и культуры.
Постоянная экспозиция Белгазпромбанка
Дворец искусств на Козлова
Наконец-то у Белгазпромбанка появится своя площадка для постоянной экспозиции! Теперь на третьем этаже Дворца Искусств можно будет увидеть ценнейшие работы из корпоративной коллекции.
Частный музей науки «Элементо»
Я бы с удовольствием сходила сюда со своими детьми. Конечно, этот музей не про художественное, но физика и химия – это так же очень познавательно.
Также Ольга советует обратить внимание на события, которые состоятся этой весной в Москве и Питере. Подробнее по ссылке.