Меню

Новости

Новые голоса

Не исключено, что в рамках Минского международного оперного форума он станет ежегодным

Рождественский конкурс вокалистов, организованный Большим театром оперы и балета, первый в своем роде. Не исключено, что в рамках Минского международного оперного форума он станет ежегодным. Прием заявок завершился 25 октября, в столицу должно было приехать 280 участников более чем из 20 стран мира. В результате доехали только 155. Но и это, согласитесь, немало.

Всю неделю в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь за каждой дверью звучали музыка и разнообразные голоса – от сопрано до басов. Конкурс проходил в три этапа: первый представлял собой исполнение одной арии под рояль и длился три дня; второй – исполнение двух арий под рояль; третий – участие конкурсантов в сценах из спектаклей театра вместе с ведущими солистами.

От этапа к этапу волнение нарастало. Ведь во второй тур жюри пропустило только 36 участников, а в финал и вовсе 11. Каждый из конкурсантов старался запомниться не только голосом (хотя именно на него обращали внимание профессионалы в первую очередь), но и актерским мастерством. За время прослушивания кто-то переусердствовал с исполнением, кто-то – с эмоциями, кто-то забыл слова, а кто-то и вовсе выбрал не самую удачную композицию.

Участники признавались, что духа конкуренции нет, все успели сдружиться. А вот волнение давало о себе знать.

– Самое трудное для меня – успокоиться, – поделился Владимир Козлов из Украины. – Очень сложный зал: он изначально предусмотрен для репетиций. Приходилось полностью перестраиваться и петь на собственных ощущениях: не то, что слышишь, а то, что в тебе. Появляется спокойствие, когда исполняешь «школьно», но не криком. Невозможно предугадать, по каким критериям отбирают конкурсантов.

Среди членов жюри замечены профессор Ханс-Йоахим Фрай – творческий директор концертного зала «Брукнерхаус», режиссер-постановщик оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» (2013 год); академик Пламен Карталов – генеральный директор Софийского национального театра оперы и балета, режиссер-постановщик оперы Петра Чайковского «Пиковая дама» (2014 год), а также Март Микк – директор Национальной оперы «Эстония». Именно он в 2012 году, когда Большой принимал у себя конкурс италоязычных исполнителей Competizione dell’Opera, пригласил баритона Илью Сильчукова выступить на сцене своего театра.

– Каждое соревнование имеет свои возможности, – отметил Март. – О Рождественском конкурсе вокалистов уже начали узнавать певцы из других государств. Если он станет ежегодным, география его расширится, вырастет уровень и перспектив станет больше. Нужно поддерживать такие события. Для меня в исполнителях важны музыкальность и наличие изюминки – того сокровенного, чем они смогут заманить зрителя в зал.

Беларусь представил на конкурсе сорок один участник. Но только четырех из них члены жюри пропустили в финал.

Во время третьего этапа со сцены Большого театра звучали арии из опер Верди, Пуччини, Чайковского, Рахманинова. Участники не только пели, но и удивляли актерским мастерством. Ведь на сцене не было декораций, которые могли бы хоть немного передать атмосферу исполняемой арии. Решение членов жюри стало известно лишь к полуночи.

Призеры

Обладателем Гран-при и денежного вознаграждения в 10000 евро стал узбекский тенор Рамиз Усманов, лауреатом I премии (7000 евро) стала сопрано Мария Шабуня (Беларусь), II премию конкурса и 5000 евро получила сопрано Валентина Феденёва (Украина), а III премии и 3000 евро удостоен грузинский баритон Лаша Сеситашвили. Обладателем поощрительной премии в 1000 евро стал Илья Сильчуков.

Специальными премиями Большого театра Беларуси, дающими право на участие в спектаклях театра, награждены тенора Ион Тимофти (Молдова) и Ованес Айвазян (Армения). Также специальные премии от членов международного жюри конкурса получили Валентина Феденёва, Мария Шабуня и Александр Рославец (Беларусь).

Top