Меню

Новости

Мрачный театр Гойи

Баланс черного и белого в гротескном реализме Гойи

«Капричос» — грандиозное по тонкости наблюдения, правдивости и смелости произведение, соединяющее в себе вымысел, доведенный до крайней степени, и вместе с тем конкретику документа. Фантазия порой имеет место там, где образ имеет почти портретные черты, а в откровенной выдумке художник достигает рациональной точности. От этого возникает чувство доверия, по сути, к небылице. Баланс черного и белого в гротескном реализме Гойи выстроен безупречно.

Что: «Капричос» — серия офортов из 80 листов, созданная Гойей в период с 1798 по 1799 год в Испании. Публикация состоялась 17 января 1799 года, а 6 февраля в газете Diario de Madrid появилась заметка, содержащая авторское предисловие к этой серии. Каждый офорт был пронумерован и прокомментирован художником. Серия продавалась в течение двух дней в парфюмерной лавке на улице Десенганьо, после чего все экземпляры были изъяты.

В 1803 году Гойя преподнес гравировальные доски и 240 комплектов «Капричос» Карлу IV. Король принял дар и наградил художника.

Мир фантастических существ, летящих на метле ведьм и уродливых лиц в знаменитой серии офортов «Капричос» Франсиска Гойи, обзор Культпросвет

Название

«Капричос» (Los Caprichos, от итальянского capriccio — «каприз») — это пейзаж с элементами архитектурной фантазии, произведение в музыке и литературе.

В словаре Академии изящных искусств Гойя мог прочесть: «Каприччо — это идея или замысел, который художник воплощает, не руководствуясь доводами рассудка и общепринятыми правилами; произведение искусства, в котором воображение с изяществом и хорошим вкусом отказывается от соблюдения правил».

Во всех смыслах этот жанр обещал свободу и полет фантазии.

Почему?

Мир вокруг «Капричос» был расслоившимся на здравый смысл и небылицу. С одной стороны — прогрессивные либеральные «Общества друзей страны», в которых оттачивали идеи о знании, разуме, воспитании. С другой — инквизиция, поддерживающая тотальное невежество. В сознании человека, жившего в испанском обществе конца XVIII века, мистический, будоражащий, щекочущий нервы фольклор о ведьмах, колдунах и буках был реальностью. И для Гойи тоже.

Корни 

Язык «Капричос» — это доступный язык масс: дешевая тиражная графика и образы лубка, слова пословиц и известных песенок («Равный к равному стремится» (лист 5), «Не более, не менее» (лист 41), «Из этой пыли идет эта грязь» (лист 23), «Глотай это, ты — собака» (лист 58), «Ты, который не можешь, неси меня на плече» (лист 42)).

В изображении ведьм Гойя отталкивался от испанских сказок, в которых указывались, например, способы их перемещения. На некоторых листах «Капричос» ведьмы летят согнувшись, ухватив пальцами рук ступни своих ног.

Мир фантастических существ, летящих на метле ведьм и уродливых лиц в знаменитой серии офортов «Капричос» Франсиска Гойи, обзор Культпросвет

Тотальный театр

Лучшее место произнести свою речь в XVIII веке, чтобы она была услышана сразу всеми, — это театр. «Капричос» — это тотальный театр как по своей структуре (драматургическое построение завязки, развития, кульминации и развязки), так и в рамках единицы изображения, построенного по законам театральной мизансцены.

Сценой для Гойи становится лист бумаги. Он разыгрывает свою сложную пьесу с многочисленными персонажами (около 400), выстраивая многомерный и многовекторный (фантазия и реальность) спектакль.

Формат

Кажущиеся не связанными между собой офорты можно воспринимать как калейдоскоп многочисленных разыгрываемых единичных ситуаций, микрорассказов и эпизодов. Но логика, обозначенная Гойей в нумерации, все-таки обрисовывает повествование, подобное крупной форме в музыке или графическому роману.

Структура

Мир фантастических существ, летящих на метле ведьм и уродливых лиц в знаменитой серии офортов «Капричос» Франсиска Гойи, обзор Культпросвет

Каждая глава имеет свой фронтиспис, в каждой существует своя структура, построенная по принципу парности или троичности изображения.

Каждая глава — это еще и своя сатирическая интонация: первая — в духе комедии дель арте, вторая — сатира нравов и плутовского романа, третья — карнавальных и басенных уподоблений, четвертая выполнена в трагической и гротескной форме, а пятая объединяет все предыдущие.

Что театрального?

Уже в первой главе вырисовывается история двух главных персонажей комедии дель арте — любовников. К этому добавляются почти истеричные проявления чувств — сцена и только. Театральность становится эквивалентом фальши и притворства поведения в обществе.

Мир фантастических существ, летящих на метле ведьм и уродливых лиц в знаменитой серии офортов «Капричос» Франсиска Гойи, обзор Культпросвет

Гойя протягивает театральную ниточку на всех уровнях.

Композиция. В «Капричос» просматривается подчеркнутая авансценность любого действия, максимально приближенного к нам, разворачивающегося у самого среза листа, будто зритель наблюдает за всем происходящим из первого ряда партера. Эффект возвышения появляется из-за применения излюбленной со времен эпохи Возрождения «лягушачьей перспективы»: резко опущенная линия горизонта возвеличивает фигуры.

Пластика движений. Сатире свойственно преувеличение, некое «актерствование». У героев Гойи черты лиц настолько утрированы, что читаются как маски. Позы героев, выхваченные в момент поклона-предложения, и почти балетные позиции ног в своем излишестве напоминают момент игры.

Мир фантастических существ, летящих на метле ведьм и уродливых лиц в знаменитой серии офортов «Капричос» Франсиска Гойи, обзор Культпросвет

Жесты рук, выражающие эмоции при произнесении речей. Из трактата Джона Булвера «Хирология»© Gallaudet University Library Deaf Collections and Archives, Washington, D.C.

А — упрашиваю. B — умоляю. C — рыдаю. D — удивляюсь. E — рукоплещу.
F — негодую. G — порицаю. H — отчаиваюсь. I — предаюсь безделью.
K — выражаю грусть. L — показываю свою невиновность. M — радуюсь выгоде. N — возвращаю свободу. O — защищаю. P — торжествую. Q — требую тишины.
R — приношу клятву. S — решительно утверждаю. T — подаю голос.
V — отвергаю. W — приглашаю. X — отсылаю. Y — угрожаю.
Z — попрошайничаю.

Мир фантастических существ, летящих на метле ведьм и уродливых лиц в знаменитой серии офортов «Капричос» Франсиска Гойи, обзор Культпросвет

Свет. Играя с единственно возможным средством выразительности в графике, Гойя тонко чувствует его возможности как увеличительного стекла. Его смена в рядом расположенных эпизодах создает эффект динамично двигающихся театральных прожекторов и точно продуманной световой партитуры.

Атрибуты. Формально присутствующие атрибуты театра: подмостки, зрители (толпа), маски, шляпы, колпаки и лорнет — знак масштабирования реальности, увеличения.

Мир фантастических существ, летящих на метле ведьм и уродливых лиц в знаменитой серии офортов «Капричос» Франсиска Гойи, обзор Культпросвет

Самое точное определение этому театру на бумаге дал искусствовед Валерий Прокофьев, назвавший «Капричос» «таинственным и грандиозным мрачным театром жизни».

27 оригинальных офортов из серии «Капричос» можно увидеть до 21 марта на выставке «Гойя… Пикассо» из Мадридского музея и попробовать уловить авторскую мысль — космическую, сатирическую, трагическую.

24 февраля организаторы предусмотрели специальные сниженные цены на входные билеты для посетителей выставки «Гойя… Пикассо».

60 тысяч будет стоить индивидуальное посещение для взрослого, студента или школьника (в другие дни это 70-120 тысяч в зависимости от категории граждан), 30 тысяч — стоимость для пенсионеров (в любой другой день билет стоит 50 тысяч).

Что почитать (посмотреть) о «Капричос»?
В. Прокофьев «Капричос» Гойи», М.; 1970 г.
И. Левина «Гойя», Л.-М., 1958 г.
(http://arzamas.academy/materials/229)
И. Антонова https://www.youtube.com/watch?v=KT2P_cvJBj8

Top