Одним из упражнений были «превращения», когда на полу разбросано множество предметов (упаковка от шоколадки, целлофановый кулёк, перчатка, бутылка воды, кусок плинтуса и т.п.), каждый выбирает себе объект и, собственно, в него перевоплощается, сначала принимая его форму, наделяя затем его характерной эмоцией, далее подключая звук и движение.
«Такого рода представления раскрепощают человека как внешне, так и внутренне, расширяют его сознание и позволяют лучше понять себя», – так определила суть подобных тренингов одна из участниц проекта.
«Да, потому что чем дальше, тем хуже. Мы всё больше уходим в себя, в свои гаджеты. На улице прекрасная погода, а мы думаем, как заплатить за квартиру. Забываем подумать о моменте. Идём по улицам, не замечая людей. А ведь всякий интересен, самобытен, за каждой улыбкой стоит целая история. Поэтому да, мне близка эта идея.», – Натали, участница проекта.
Основа в театре – то, что происходит здесь и сейчас, в конкретном пространстве и в конкретное время. Мы пытаемся использовать реальные вещи, которые находим в актуальной ситуации, либо же берём реальную ситуацию и начинаем с ней играть, пытаемся понять её, трансформируя реальность в вымысел (фикцию). Мы заботимся о создании ситуации, нежели о рассказывании истории,
– так рассуждает Яша о предмете исследования уличного театра.
Ему очень близок непосредственно окружающий нас мир, именно поэтому его группа энтузиастов, организованная в 2006 году просто как экспериментальный театр, вышла на улицы, где «гораздо больше жизни». Такое проникновение, вмешательство в выхолощенную, выстроенную систему заставляет человека встряхнуться и открыть глаза, привнести в свою жизнь некоторую долю спонтанности «чтобы человек меньше задумывался над тем, что происходит, и больше реагировал» (Яша Енул).
Максимально вписаться в окружающий мир: чувствовать себя, людей и предметы вокруг, быть одновременно сосредоточенным и расслабленным.
В основу заключительного представления был положен отрывок из пьесы Хайнера Мюллера «Маузер».»Только когда революция победит окончательно, мы узнаем, что это такое – человек».
Композиция получилась простой, но оригинальной и концентрированной: был показан некий путь от душения индивидуальности до нащупывания в темноте и хаосе руки ближнего, объединения в огромный пчелиный рой и снова разгон толпы, как своры собак. Обстоятельства подчас сильнее нас, однако человек должен сохранять человеческое при любых условиях.
«Основная идея в том, что с изменением общества, искусство, как живой организм, тоже меняется, дабы не терять контакта с жизнью и снова и снова его устанавливать.
Сейчас театр находится в конкуренции с 3D кинематографом, интернетом, всё больше люди ставят себе неправомерный выбор между тем, чтобы пойти в театр или в ресторан. Театр рискует законсервироваться, остаться в форме фольклора, музейным экспонатом, интересным для небольшой части аудитории. Или же театр может изобрести себя заново, понять, чем он может стать в новых условиях, и найти то специфическое, что он может в этих условиях делать.
Мы пытаемся сломать границу между сценой и пассивной, сидящей в темноте и аплодирующей в определённые моменты публикой. Более всего нам интересна ситуация, когда люди не уверены, театр перед ними или нет, и реагируют на разыгранную ситуацию как на реальную или как на артистическое событие, частью которой они являются».