Меню

Новости

Мастер-класс от Kud Ljud

С 9 по 11 мая в Минске во второй раз состоится форум уличных театров, куда съедутся артисты из Европы, России, Украины и Беларуси и представят свои спектакли в совершенно разных стилистиках: импровизационной, клоунады, пластической, перформативно-экспериментальной

Первым гостем столицы стал Яша Енул – словенский артист и директор театра Kud Ljud. В Центре современных искусств он провёл недельный бесплатный мастер-класс по уличному интерактивному театру, на протяжении которого наши ребята раскрепощались, генерировали идеи и проникали в суть вещей.
Яша Енул – словенский артист и директор театра Kud Ljud

Дверифест, Яша Енул

Яша Енул – словенский артист и директор театра Kud Ljud

Одним из упражнений были «превращения», когда на полу разбросано множество предметов (упаковка от шоколадки, целлофановый кулёк, перчатка, бутылка воды, кусок плинтуса и т.п.), каждый выбирает себе объект и, собственно, в него перевоплощается, сначала принимая его форму, наделяя затем его характерной эмоцией, далее подключая звук и движение.

Яша Енуль – словенский артист и директор театра Kud Ljud

«Такого рода представления раскрепощают человека как внешне, так и внутренне, расширяют его сознание и позволяют лучше понять себя», – так определила суть подобных тренингов одна из участниц проекта.

Яша Енуль – словенский артист и директор театра Kud Ljud

«Да, потому что чем дальше, тем хуже. Мы всё больше уходим в себя, в свои гаджеты. На улице прекрасная погода, а мы думаем, как заплатить за квартиру. Забываем подумать о моменте. Идём по улицам, не замечая людей. А ведь всякий интересен, самобытен, за каждой улыбкой стоит целая история. Поэтому да, мне близка эта идея.», – Натали, участница проекта.

Основа в театре – то, что происходит здесь и сейчас, в конкретном пространстве и в конкретное время. Мы пытаемся использовать реальные вещи, которые находим в актуальной ситуации, либо же берём реальную ситуацию и начинаем с ней играть, пытаемся понять её, трансформируя реальность в вымысел (фикцию). Мы заботимся о создании ситуации, нежели о рассказывании истории,

– так рассуждает Яша о предмете исследования уличного театра.

Ему очень близок непосредственно окружающий нас мир, именно поэтому его группа энтузиастов, организованная в 2006 году просто как экспериментальный театр, вышла на улицы, где «гораздо больше жизни». Такое проникновение, вмешательство в выхолощенную, выстроенную систему заставляет человека встряхнуться и открыть глаза, привнести в свою жизнь некоторую долю спонтанности «чтобы человек меньше задумывался над тем, что происходит, и больше реагировал» (Яша Енул).

Мастер-класс от Яши Енула прошел в Минске

Максимально вписаться в окружающий мир: чувствовать себя, людей и предметы вокруг, быть одновременно сосредоточенным и расслабленным.

Яша Енул – словенский артист и директор театра Kud Ljud

В основу заключительного представления был положен отрывок из пьесы Хайнера Мюллера «Маузер».»Только когда революция победит окончательно, мы узнаем, что это такое – человек».

Композиция получилась простой, но оригинальной и концентрированной: был показан некий путь от душения индивидуальности до нащупывания в темноте и хаосе руки ближнего, объединения в огромный пчелиный рой и снова разгон толпы, как своры собак. Обстоятельства подчас сильнее нас, однако человек должен сохранять человеческое при любых условиях.

Яша Енул – словенский артист и директор театра Kud Ljud

«Основная идея в том, что с изменением общества, искусство, как живой организм, тоже меняется, дабы не терять контакта с жизнью и снова и снова его устанавливать.

Яша Енул – словенский артист и директор театра Kud Ljud

Сейчас театр находится в конкуренции с 3D кинематографом, интернетом, всё больше люди ставят себе неправомерный выбор между тем, чтобы пойти в театр или в ресторан. Театр рискует законсервироваться, остаться в форме фольклора, музейным экспонатом, интересным для небольшой части аудитории. Или же театр может изобрести себя заново, понять, чем он может стать в новых условиях, и найти то специфическое, что он может в этих условиях делать.

Яша Енул – словенский артист и директор театра Kud Ljud

Мы пытаемся сломать границу между сценой и пассивной, сидящей в темноте и аплодирующей в определённые моменты публикой. Более всего нам интересна ситуация, когда люди не уверены, театр перед ними или нет, и реагируют на разыгранную ситуацию как на реальную или как на артистическое событие, частью которой они являются».

Top