Меню

Новости

«М.@rt.контакт»: итоги

Итоги прошедшего форума глазами молодежи и экспертного сообщества

С 21 по 27 марта в Могилеве прошел XI Международный молодежный театральный форум «М.@rt.контакт». Поскольку очередной год фестиваль отказывается от жюри, а приз зрительских симпатий не всегда показатель, «Культпросвет» подвел свои итоги и обратился за мнением к молодому поколению критиков.

После каждого спектакля зритель мог голосовать за понравившуюся постановку, но уверенности в том, что могилевчане будут посещать каждый спектакль, быть не могло, поэтому систему выбора фаворита вряд ли можно считать идеальной. Возможно, именно из-за этого приз зрительских симпатий достался весьма спорному спектаклю «Раскас» Московского драматического театра «Сфера».

Спектакль «Раскас»

Оставалась надежда на театральных критиков: на финальной пресс-конференции, посвященной форуму, они называли зацепившие спектакли, однако акцент делали на значимости «М.@rt.контакта» для публики, могилевских театров и белорусского театрального пространства в целом. Каждый год нам напоминают о том, что форум окультуривает горожан, воспитывает труппы и обогащает театральное поле — и это правда. Многие отмечали молодых белорусских режиссеров Татьяну Троянович, Игоря Казакова, Екатерину Аверкову и Евгения Корняга, но не определили явных фаворитов. Поэтому пришлось пойти другим путем и попросить каждого критика составить свой собственный рейтинг из трех спектаклей.

«М.@rt.контакт»: итоги, Людмила Громыко, фестиваль, Могилев, «Ведогонь-театра», «На дне», «Васса», Могилевский областной театр кукол, «Театро Ди Капуа», «Жизнь за царя», Надежда Бунцевич, Анна Крулица, Анастасия Гурина, Татьяна Киктева, Мария Танана, Елена Лиопо, Андрей Москвин, Московский драматический театр «Сфера», XI Международный молодежный театральный форум «М.@rt.контакт», «Культпросвет», «Раскас»,

В голосовании приняли участие Людмила Громыко (Беларусь), Надежда Бунцевич (Беларусь), Андрей Москвин (Польша), Елена Лиопо (Беларусь), Мария Танана (Литва), Татьяна Киктева (Украина), Анастасия Гурина (Россия) и Анна Крулица (Польша). По его итогам победителями стали «Жизнь за царя» питерского «Театро Ди Капуа» (лауреат «Золотой маски»), белорусский спектакль «На дне» Могилевского областного театра кукол и «Васса» московского «Ведогонь-театра» (лауреат «Золотой маски»).

В рамках «М.@rt.контакта» проходила лаборатория молодых театральных критиков под руководством доктора философских наук Андрея Москвина (Варшавский университет, Польша), в которой участвовали студенты Белорусской государственной академии искусств и Белорусского государственного университета культуры (театроведение: Анастасия Василевич, Александра Фонарикова, Татьяна Янукович, Дара Арсави; режиссура драмы: Мария Матох, Елизавета Машкович, Карина Рыбак, Антонина Алешкевич, Мария Танина; компаративное искусствоведение: Карина Волобуева). По итогам ежедневного обсуждения спектаклей участники сделали свои выводы о форуме:

  • Лучший спектакль — «Жизнь за царя» («Tеатро Ди Капуа», Санкт-Петербург);
  • Лучший молодой режиссер — Игорь Казаков («На дне», Могилевский областной театр кукол);
  • Лучший актерский ансамбль — «Васса» («Ведогонь-театр», Москва);
  • Лучший молодой актер — Максим Студеновский («Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», театр «Мастерская», Санкт-Петербург);
  • Лучшая молодая актриса — Ирина Ткаченко («Бракованные люди», киевский театр «Золотые ворота»);
  • Лучший сценограф — Татьяна Нерсисян («На дне», Могилевский областной театр кукол);
  • Лучшая музыка — Никита Золотарь («Интервью с ведьмами», Белорусский государственный театр кукол).

Спектакль «На дне»

Интересно, что первое место и экспертное сообщество, и театральная молодежь отдали одному и тому же спектаклю «Жизнь за царя» питерского «Tеатро Ди Капуа». Построенный на документальном материале — письмах, мемуарах и пропагандистских статьях народовольцев, — он вызвал резонанс у театральной публики.

Спектакль «Жизнь за царя»

Спектакль прошел в могилевском музее, однако место здесь не главное. Актеры кочевали из пространства в пространство, подтверждая мысль, что те, кто поднимают восстания, проводят встречи где придется. Три актера, подхватывая один другого, воплощали образы протестующих, делая акцент на речевых и пластических особенностях своих героев и при этом сохраняя определенную дистанцию с текстом. Возникало ощущение присутствия при подготовке бунта в квартире заговорщиков — советская красная лампа становилась вотивной короной революции, а свечи на живой ели — догорающими жизнями вскоре казненных. Феноменом этого спектакля оказалось невероятное энергетическое поле, объединяющее актеров, зрителей и музейное пространство. Постановка вызвала также и размышления, связанные с исследованиями театра и ритуала Ежи Гротовского.

Top