Каждому из редакторов и нашей бесценной журналистке и куратору спецпроектов Кате Ереминой нужно было выбрать всего три фильма из любой фестивальной секции и как-нибудь мотивировать свой выбор.
Анна Казакова, шеф-редактор
В этом году я твердо решила отдать предпочтение документальной программе – самое время хорошим кино «приправить» мою недавнюю увлеченность новой драмой и документальным театром.
Каждые 28 дней
Когда недавно в Польше сложилась ситуация с возможным ужесточением закона об абортах, я в очередной раз задумалась о свободе репродуктивного выбора. Фильм «Каждые 28 дней» определенно может подкинуть пищи для размышлений о другом аспекте этого вопроса: интересно понять, какие мотивы – рациональные или иррациональные – подтолкнули героиню фильма изменить свой выбор и как это повлияло на ее жизнь.
Мой друг Борис Немцов
Кроме фигуры самого Немцова, в этом фильме привлекает линия развития отношений между ним и авторкой. За долгий период съемок Зося Родкевич подружилась с Немцовым, и это не скрывается в фильме – изначально журналистский проект превратился в очень личную историю. Удалось ли остаться объективной? И, конечно же, плюс этого показа в том, что фильм представит сама Зося: если вдруг прочитанных интервью будет мало, вопросы можно задать ей лично.
Украинские шерифы
Фильм заслуживает внимания уже потому, что он выдвинут от Украины на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а также получил приз главного мирового фестиваля документального кино IDFA. По словам продюсерки, проект задумывался как веселый фильм про эксперимент по охране общественного порядка, но начавшаяся война превратила его скорее в драму. Летом я ездила в Северодонецк, знакомилась и общалась с местными жителями, ставшими очевидцами этой непростой войны, поэтому ситуация на востоке страны и ее влияние на жизнь всех украинцев – то, что волнует меня до сих пор. И пройти мимо этого фильма было невозможно.
Ульяна Будик, новостной редактор
Так вышло, что в фаворитах у меня фильмы, в фокусе которых – исключительно молодость и молодые. Интересует их музыка, увлечения и взаимоотношения со сверстниками, самореализация или, наоборот, самонереализация. Многое готова отдать за утонченное кино, приносящее эстетическое наслаждение. Кое-что смогла подобрать и из нынешней программы.
Когда земля кажется легкой
На одной из пресс-конференций фестиваля увидела фрагмент документального фильма о непростой жизни грузинских хипстеров – и сразу влюбилась в его лиричность. Пронестись на скейте по Тбилиси? Не вопрос. Утонуть в городской романтике и задохнуться в воздухе экспериментов? Запросто. Только не стоит забывать о разбитых коленках и нарядах полицейских, норовящих отнять бьющую ключом свободу.
Иранский рейв
Кино о музыке – это любовь. А когда на большом экране обещают показать сумасшедшие танцы в пустыне и раскрыть секреты тегеранской подпольной техно-сцены, игнорировать этот киноивент становится невозможным. Тем более «Иранский рейв» – полнометражный документальный дебют немки Сюзанн Регины Мойрес, снятый в Швейцарии. Сочетание необычных, если не сказать экзотических, деталей в одном фильме становится уважительной причиной познакомиться с жизнью тегеранских рейверов.
Любовь и партнерство
И последний фильм из моего списка – второй полнометражный, будем надеяться, мастерпис Никиты Лаврецкого «Любовь и партнерство». Несмотря на то, что премьерный показ пройдет одновременно с сеансом фестивальной новинки Долана, решила уделить время и внимание белорусскому кино: надо же хоть как-то знакомиться с национальным конкурсом. А вообще, посмотрите на постер «Любви и партнерства» – и сами все поймете.
Екатерина Еремина, куратор спецпроектов
Сложно выбирать из всего обилия представленных на фестивале лент, но я бы остановилась на работах, которые в той или иной степени затрагивают проблему творчества и личности художника.
Бесы. Спустя годы
Говорить о работах Вайды и его значении – лишний раз повторять прописные истины. В этом фильме меня заинтересовало своеобразное совмещение двух ролей Анджея Вайды: по сути, он как кинорежиссер делает фильм о своей работе, о себе как режиссере театра. Плюс всегда интересно узнать, как создавался тот или иной спектакль.
Арво Пярт – даже если я все потеряю
В этом случае привлекает личность самого Арво Пярта. На мой взгляд, сделать фильм-портрет, который бы раскрывал героя и был интересен зрителю, но при этом избежать пафоса, очень непросто. Хочется посмотреть, сможет ли кинолента рассказать о композиторе и его творчестве больше, чем сама музыка Пярта.
Марк Шагал. Начало
Об этом анимационном фильме я уже слышала хорошие отзывы профессионалов, поэтому здесь руководствуюсь не только своей любовью к художнику. Мне кажется, это очень удачное сочетание: анимация, которая может использовать образы, созданные Шагалом, обращаться к его стилю, практически не трансформируя его, и через них затрагивать и раскрывать самые интимные и тонкие моменты жизни и творчества художника.
Анна Довгель, главный редактор
Визуальное путешествие в нынешнем году, к сожалению, будет ограничено: совпадения в графике «хочу-могу» минимальны. Но есть фильмы, которые не могу пропустить.
(Наш главред – человек очень занятой, поэтому вместо обоснований ее выбора предложим вам синопсисы)
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки
Летом 1962 года у Олли Мяки есть все шансы завоевать титул чемпиона мира по боксу в полулегком весе, оставить финскую глубинку ради жизни в залитой огнями столице. Ему пророчат славу и богатство. Единственное, что требуется от Олли – это сбросить лишний вес и сконцентрироваться. Но есть одна проблема – спортсмен влюблен и это чувство превыше чувства долга.
Демоны
Десятилетний Феликс живет в тихом пригороде Монреаля. Будучи чувствительным ребенком с богатым воображением, он страшится буквально всего. Семейные неурядицы, замечания учителей, выходки местных хулиганов, первая влюбленность и прочие треволнения внешнего мира травмируют сознание ребенка. Мнимые демоны властвуют над фантазиями мальчика и проникают в саму реальность. А тут еще город наводняют слухи об исчезновении малолетних школьников…
Олег и редкие виды искусства
Олег Николаевич Каравайчук родился в 1927 г. В детстве, будучи юным гением, играл на фортепиано для Сталина; учился в Ленинградской консерватории, а в течение своей карьеры преимущественно писал музыку для театра и кино, например, для Параджанова и Муратовой. В России восхищение вызывают не только его музыка и игра, но и его личность. Дуке стал первым иностранцем, который завоевал доверие эксцентричного россиянина.