20 работ с изображением Ленина и еще один повод переосмыслить революцию и фигуру «вождя мирового пролетариата» — выставка «Ленин’17» работает в Национальном художественном музее до 12 декабря.
Екатерина Изофатова — заведующая отделом современного белорусского искусства Национального художественного музея
Дмитрий Монич — главный хранитель Национального художественного музея
Екатерина: Эту выставку мы запланировали, потому что понимали, что если не праздновать, то отметить эту дату нужно — это событие действительно изменило ход мировой истории. Мы хотели подойти к этому вопросу альтернативно и концептуально — показать работы, которые были созданы в 1917 году. Что-то похожее сделала Третьяковская галерея на выставке «Некто 2017»: они решили показать не героев революции, а искусство, которое существовало в тот период. К сожалению, в плане содержания наши возможности не так велики: коллекция музея, относящая к белорусскому искусству первой половины ХХ века, не очень многочисленна и не столь ярко отражает всю полифонию того сложного периода в обществе и искусстве.
Поэтому нам пришлось воспользоваться тем инструментарием, который преобладал в советском искусстве при создании таких юбилейных выставок: мы решили пойти по пути Лениниан, которые представлены в каждом музее даже самого маленького города. Сложно представить город, в котором нет памятника Владимиру Ильичу Ленину. Это, кстати, первый большевистский герой, которому при жизни был поставлен памятник в честь его 50-тилетия. Коллекция музея хранит и живописные, и графические, и скульптурные произведения, посвященные «вождю мирового пролетариата».
Работы мы выбирали по художественной составляющей, по образности, по яркости воплощения этого героя. Мы хотели проследить разную типологию: Ленина-мыслителя, Ленина-теоретика, и, конечно, Ленина-вождя, Ленина-революционера, показать, например, пафос 1930-х годов, идейность, монументальность, когда, отходя от реализма, художники использовали прием масштабной несоразмерности, фактически увеличивая его по сравнению с другим действующими лицами картины.
Интересно, например, что кепку Ленин начинает носить только после 1917 года. До 1917 года его можно было встретить с непокрытым головой, либо в канотье — французской шляпе цилиндрической формы. И вот, приезжая в Петербург, он надевает эту кепку — символ европейского рабочего периода французской коммуны.
Дмитрий: На жаль, наша калекцыя не дазваляе сапраўды прасачыць храналогію жыцця Леніна ад самых ранніх работ да апошніх, таму мы больш хацелі паказаць розныя вобразы, кім ён быў для людзей, для мастакоў: палітыкам, ідэолагам, проста чалавекам, які быў з народам, які працаваў.
Сярод прадстаўленых аўтараў толькі два бачылі жывым Леніна — Андрэеў і Манізер, вядомы ўсім мінчанам па помніку Леніна, што стаіць ля Дома Ураўду. А ўсе астатнія беларускія мастакі яго жывым не бачылі, працавалі па вобразах і «іконах», якія ўжо былі створаны. Калі казаць пра калекцыю, то самае цікавае, што на 99% прадметы нашай калекцыі — гэта прадметы, якія закупаліся музеямі. То бок, Ленін быў кармільцам для мастакоў.
Екатерина: Красный рояль — а у нес в музее их три: красный, белый и черный — мы использовали для создания архитектуры пространства. В наушниках вы можете услышать две композиции: «Ленин в октябре» белорусского композитора Валерия Воронова, который в 2002 году решил постмодернистски переосмыслить образ Ленина: на основе записей выступлений вождя на грампластинках он создал электронную композицию — это такой шум революции. А второе произведение — «Симфония N8» Шостаковича.