Меню

Новости

Кровавое Воскресенье

«Сельская честь» — последняя оперная премьера сезона

Ходят слухи, что сам Масканьи приезжал в Минск и дирижировал оперой. Однако не в Большом театре, а на сцене БДТ-1 (ныне — Национальный академический театр им. Я. Купалы). Легендарная Елена Образцова свою партию Сантуцци готовила в Минске для выступления на сцене театра «Ла Скала». В Большом театре России «Сельская честь» не шла. Образцова была знакома со Штейном (прим. авт. — режиссер-постановщик оперы в 1973 году) и тот пригласил ее в белорусский Большой. Говорят, что она репетировала даже ночью. В 1979 году ее Сантуцца запела в Минске.

На сцене Большого театра Беларуси это уже четвертая постановка оперы Пьетро Масканьи. В этот раз режиссером-постановщиком выступает Михаил Панджавидзе.

В основе сюжета лежит новелла итальянского писателя-реалиста Джованни Верга, которую для либретто переработали Гвидо Менаши и Джованни Тарджони-Тоццетти. Все действие происходит в пределах одного дня на Сицилии в канун Пасхи в конце 19 века. В новой редакции режиссер решил перенести действие в 20 век.

«В данной постановке действие будет происходить в 20-30-е годы XX века —  время расцвета Коза Ностры. Мафия в то время подменила собой практически федеральные институты. Сам Масканьи, на мой взгляд, писал именно об этом. Время  я перенес для того, чтобы оторваться от пейзанской (прим.авт. — деревенской) этнографии», — рассказал режиссер.

Мировая премьера оперы состоялась в  Риме в 1890 году. История, рассказанная в спектакле, довольно проста. Лола, не дождавшись из армии Турриду, выходит замуж за извозчика Альфио. Турриду увлечен Сантуццей, но это быстро заканчивается, и он вновь с Лолой. Сантуцца рассказывает обо всем Альфио. Он в гневе. Турриду вызывает извозчика на дуэль, где его убивают. «Сельская честь» положила начало новому направлению в оперном искусстве — веризму (прим. авт. — истинный, правдивый). Главному режиссеру Большого театра уже не впервой ставить веризм на сцене.

«Когда Масканьи написал оперу, это было актуально для его же соотечественников. В театре открывался занавес, люди видели на сцене самих себя, в привычной каждому из них одежде. Именно это и было новаторством в то время. Для меня первоочередное значение в этой опере имеет развенчание романтизации всевозможных Робин Гудов.

Репетиция спекталя

Репетиция спектакля

Вся суть произведения в том, что это не просто бытовая разборка. Конкретный человек пошел против организованного сообщества. Когда он попытался вести себя не так, как навязали ему, его убили. «Сельская честь» — история нескольких предательств. Люди творят зло и сами же страдают от него. Заметьте, действие происходит в пасхальные дни. Люди сначала молятся, а затем грешат. И с тех пор мало что изменилось.

Я помню предыдущую постановку оперы на нашей сцене. Вся история в ней была завуалирована. Если мне удастся снять флер оперной вампучности, штампов, недосказанности, недоигранности и попытаться искусно извлечь наружу все то, что написано у Верга и Масканьи, тем самым заставить зрителя содрогнуться, — то этого будет вполне достаточно», — пояснил Михаил Панджавидзе.

Отдельное место в спектакле отведено хору. Опера Масканьи по праву считается одной из самых «хоровых». Хор на сцене — шестой персонаж, наряду с Турриду, Альфио, Сантуццей, Лолой и Лючией.

«Да, это действительно так. Хор — своеобразная среда, в которой живут солисты. Мужчины и женщины — жители деревни на Сицилии. Они готовятся к Пасхе, идут в церковь, слушают певчих, восхваляют природу и любовь», — рассказала главный хормейстер Большого театра Нина Ломанович.

«Сельская честь» — первая опера композитора, которая прославила его. После нее он написал еще пятнадцать. Однако ни одна из них не смогла повторить успех первой. Масканьи, как и Леонкавалло, называют композитором одной оперы.

Премьера спектакля 30 апреля.

Top