Меню

Новости

Критерий успеха

Пока кто-то надеется достать заветный билет на давно распроданный спектакль, форум проводит традиционный круглый стол

Вот-вот произойдет самое важное событие театральной осени – VI Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ», который каждый год и зрители, и профессионалы ждут с нетерпением. С 28 сентября по 20 октября минчане увидят 13 белорусских и 10 зарубежных постановок. И пока кто-то надеется достать заветный билет на давно распроданный спектакль, форум проводит традиционный круглый стол. «Культпросвет» законспектировал интересные мысли спикеров и делится с вами.

В этом году основные белорусские театральные фестивали преодолели рубежи своих юбилеев. «Белая вежа» отпраздновала двадцать первый день рождения, «М@рт.контакт» – одиннадцатый, а «ТЕАРТу» исполняется шесть. Если в прошлом году необходимо было подводить итоги, то теперь пришло время осмыслять новые этапы. «Критерий успеха белорусского театра» – так в этот раз звучала тема круглого стола. И если год назад спикеры рассуждали о необходимости фестивалей в целом и «ТЕАРТА» в частности для белорусского пространства, то на этом обсуждении возник более узкий вопрос: какой театр нужен белорусам сегодня. Над тем, кто является главным в триаде «автор-произведение-зритель», размышляли приглашенные эксперты: спонсоры, представители фондов, государства и театральные деятели.

teart_conf

В начале Анжелика Крашевская, директор Центра визуальных и исполнительских искусств «Арт Корпорейшн», рассказала об особенностях нынешнего «ТЕАРТа». Во-первых, это все та же яркая программа из европейских работ, которые интересны как простым зрителям, так и профессионалам. Во-вторых, в этом году запустился проект «Школа ТЕАРТ» – цикл образовательных лекций, куратором которого выступила искусствовед Анна Самарская. В-третьих, на «Belarus open» в этом году приедут около 24 зарубежных экспертов – и это люди, которые едут посмотреть белорусский шоу-кейс за свой счет.

Подробнее о программе «Belarus open» высказалась ее куратор, театральный критик Людмила Громыко:

«Как только появилась программа, некоторые заявляли, что это альтернатива Национальной театральной премии – такое сравнение некорректно. «Belarus open» – это взгляд на театр, двери которого открыты во все стороны мира, этому способствует «ТЕАРТ», опыт международной программы и предыдущих белорусских программ. Это свободный от планов по зрителю, от антрепризных акцентов театр. В «Belarus open» представлены режиссеры разных поколений, и это восстанавливает связь времен. Широко будет представлен театр кукол – тот театр, который моделирует современный театральный процесс в Беларуси. В прошлом году ажиотаж был вокруг спектакля Евгения Корняга, в этом будет, скорее всего, вокруг работы Игоря Казакова».

Далее обсуждение перешло непосредственно к заявленной теме. Людмила Громыко акцентировала внимание на театральной проблеме – спектакль становится продуктом, театры перестали заниматься искусством, но и деньги с помощью «дешевых» комедий зарабатывать не научились. Тем не менее появляются режиссеры, которые осваивают, например, малые сцены и ищут новый язык для разговора со зрителем. Примеры тому спектакли «Саша, вынеси мусор» Дмитрий Богославского и «Опиум» Александра Марченко.

teart_conf1

О критериях, которые Министерство культуры предъявляет театрам, рассказала Виктория Куксенкова, консультант отдела профессионального искусства управления искусств Министерства культуры Республики Беларусь.

«Если говорить о критерии, который предъявляет Министерство культуры либо другой государственный орган, курирующий область культуры, спектакль должен быть произведением театрального искусства и соответствовать критериям профессиональности. Вопросы искусства на первом месте. А так зрители видят в постановке свое, критики – свое, менеджеры – свое, а мы – весь комплекс».

На закономерный вопрос о том, почему не принимается никаких законодательных актов по улучшению состояния театральной сферы, Виктория ответила сдержанно:

«Той системе функционирования, по которой существуют государственные театрально-зрелищные учреждения, только пять лет (указ №457 «о нормативном принципе финансирования»). Мало времени прошло, чтобы что-то менять, постоянно вводить новшества – это жить на пороховой бочке, для нормального функционирования театров нужна стабильность».

Поддержал Викторию и Александр Шестаков, начальник отдела учреждений культуры и культурно-просветительной работы управления культуры Главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома. Он добавил, что главное для театра – найти компромисс между своими желаниями и желаниями зрителя. Поскольку социологические опросы не проводятся, мнения зрителя Александр предложил узнавать сразу в фойе театра. На вопрос, почему до этого года Мингорисполком находился в стороне от проведения фестиваля, Александр Шестаков ответил уклончиво:

«Любые проекты, которые проходят в городе Минске, поддерживаются Мингорисполкмом. Мы поддерживаем комплексно, например, информационная поддержка, освещение форума СМИ».

unkn4756

Постепенно спикеры начали говорить о критериях успешности реализуемых проектов. Первым слово взял председатель Правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктор Бабарико:

«Спектакль уже успешен, если нравится режиссеру и его семье, а если понравится спонсору – то тут двойной успех. (Улыбается.) В научном мире есть понятие индекса цитируемости: как много и где упоминали твой научный труд. Так и тут: важно, сколько людей говорит о вашем спектакле и где они находятся. Мы как банк интересуемся этим проектом и изначально ставим круг вне нас: нам нужны не те спектакли, которые понравятся «Белгазпромбанку», а те спектакли, о которых будут говорить отечественные и зарубежные эксперты, зрители, голосующие рублем. То, что форум успешен, подтверждают театры, которые в этом году самостоятельно подавали заявки в «Belarus open»».

Не осталось без внимания и ставшее таким же традиционным, как и проведение круглого стола, замечание о том, что белорусский зритель ленивый. Виктор Бабарико высказался по этому поводу категорично. По мнению представителя главного спонсора «ТЕАРТа», потребитель разбирается во всем. Некоторым режиссерам хочется глупой публики, поскольку «сделать продукт для неразвитого зрителя проще, чем для зрителя, выдвигающего другие критерии».

Далее разговор зашел на тему источников финансирования, альтернативных государственным. Юрий Дудинский, ассистент по вопросам образования и культуры Посольства США в Республике Беларусь, рассказал о возможностях сотрудничества с Посольством США:

«Критериев как таковых нет, но постановка должна быть тематично либо жанрово связана с культурой США. Пример сотрудничества с нами – постановка бродвейских мюзиклов. Но надо понимать, что мы не просто спонсоры, а заинтересованы именно во взаимной работе.  Обращаться к нам может кто угодно, но процесс ответа на предложение весьма долгий».

Продолжил денежную тему в своей сфере Эдуард Бабарико, директор по развитию краудфандинговой платформы Ulej.by:

«Краудфандинг даже на мировом уровне не является полноценным инструментом по созданию постановок по принципу конвейера. Тут речь идет о создании эксклюзива, эксперимент финансирует искушенный зритель. Например, спектакль «Опиум» завершился успехом, но сбор денег проходил весьма тяжело. Надо понимать, что в Беларуси говорят о театре, как о социальном, а не коммерческом явлении – из-за этого часто возникают сложности со сбором денег.  Тем не менее благодаря «Опиуму» рынок будет развиваться: скоро премьера инклюзивного спектакля «Маленький принц», и еще две постановки готовятся начать сбор денег с помощью краудфандинга».

Все отметили тенденцию сокращения посредников, когда автор и режиссер может обратиться напрямую к зрителю, определить его спрос и решить, что делать дальше. Виктор Бабрико отметил, что финансирование с помощью краудфандинга – самая честная система финансирования, поскольку если потребитель заплатил, а режиссер совсем не оправдал ожидания, второй раз его обмануть не получится.

teart_conf2

Это подтвердил и режиссер спектакля «Опиум», руководитель Центра белорусской драматургии Александр Марченко. Тем не менее, по его словам, нельзя быть постоянно сосредоточенным на зрителе, иногда стоит быть сразу непринятым, чтобы после посмотреть по сторонам и заодно оценить себя. Режиссер поднял еще одну важную тему: тиражируемых спектаклей. «Невозможно раз в месяц выдавать что-то уникальное. Необходимо накопление жизненного опыта, желания разговора, вдохновения».

Идею, вытекающую из того, что не всегда удается накопить этот внутренний опыт, а план по спектаклям в театре есть, высказал художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии Александр Гарцуев:

«Далеко не всеми спектаклями нашего театра я удовлетворен. Чтобы коллектив получал зарплату хотя бы в три миллиона, иногда приходится «безобразничать»: снижать художественные критерии – такова реальность белорусского репертуарного театра. Нужно зарабатывать, а иначе люди уйдут с работы. Если говорит честно, хотелось бы избавиться от диктата денег».

Интересную мысль высказал главный режиссер Могилевского областного драматического театра Саулюс Варнас. По его мнению, если театр может позволить себе постоянно говорить на одном и том же языке со зрителем, как это, например, происходит в спектаклях Алексея Лелявского (видимо, режиссер имел в виду определенную стилистику, драматургию, авторскую составляющую высказывания), значит это счастливый театр, поскольку у него есть понимающая постоянная аудитория.

«Театр должен искать язык, но не через слова, а между строк. Он должен воспитывать зрителя, а мы его смущаем, ставя то, на что, думаем, он точно пойдет. Такая проблема существует и в Литве, и в Германии, правда, государство там финансирует только спектакли по серьезной литературе, а антреприза окупает себя сама».

unkn4757

Почему так не происходит в Беларуси, частично объяснил директор Могилевского областного драматического театра Андрей Новиков:

«Во всем мире существует много форм организации театрального дела, а у нас гостеатры организованы по принципу русского репертуарного театра, но финансирование происходит по другим законам. Государство тратит на содержание театра и зарплату его работникам определенные деньги, но не дает денег, чтобы театр занимался производством спектаклей. А надо всего процентов десять, чтобы он мог делать постановки. Поэтому гостеатр начинает заниматься антрепризой».

Несмотря на то, что круглому столу была задана определенная тема, раскрытие она получила весьма условное, поскольку вопросов поднималось очень много, начиная от проблем финансирования, заканчивая талантом художника и предназначением театра. Впрочем, как и всегда, поскольку о том, что важно и наболело, не сказать сложно. И снова в воздухе повис вопрос «что делать», ответа на который дать не мог никто. А пока остается только очередной раз посетить «ТЕАРТ», надеясь, что он вдохновит белорусских творцов на экспериментальную работу, а зрителя – на театральное самообразование. Зачастую так и происходит.

Top