Меню

Новости

Ключи к «Госпоже Бовари»

24 октября прошла первая из цикла литературных лекций книжного сайта Bookster. Белорусско-американская поэтесса Вальжина Морт рассказала, почему «Госпожу Бовари» Гюстава Флобера нужно читать и перечитывать. Тем, кто собирается это сделать, предлагаем «инструкцию по эксплуатации» флоберовского романа на основе конспекта лекции.

Читать в дословном переводе. Флобер — мастер стиля, прозаик, который дотошно подсчитывал в своем тексте слоги и добивался поэтического ритма в прозе. Чтобы оценить уникальный язык романа, важно выбирать наиболее точный перевод без «украшательств» переводчика (в случае «Госпожи Бовари» это перевод Александра Ромма). Иначе есть риск, что вам попадется текст, где мотивообразующие авторские повторы заменены красивыми синонимами «умного» переводчика с богатым словарем.

Читать медленно. Пусть не пять лет — а именно столько Флобер корпел над романом, — но и не за пару вечеров: рискуете не распробовать. Только внимательно вчитываясь в текст, можно насладиться — опять же — безупречным художественным стилем и понять, о чем этот роман. Не о любовных похождениях скучающей замужем за провинциальным врачом Эммы Бовари — сюжету автор явно отводит вторую роль. Главное для него — показать, как в поиске «правильного слова» (le mot juste) рождаются образ и мысль. Поэтому Флобер — поэт и предтеча писателей ХХ века.

Image result for Madame Bovary (1949)

Madame Bovary (1949)

Смеяться. Можно оплакивать вместе с Эммой ее несчастливую судьбинушку, а можно — смеяться над персонажами романа вместе с его автором. Пожалуй, смешное в «Госпоже Бовари» найти труднее, чем печальное или страшное. Флобер пользуется приемом завуалированной иронии, сохраняя poker face, то есть максимально дистанцируясь от происходящего. Например, описывая безвкусный наряд любовника Эммы Рудольфа, автор как бы невзначай упоминает, что носком начищенного ботинка тот расковыривает конский навоз.

Обратить внимание на самостоятельную жизнь частей тела персонажей, особенно рук и ног, и на символику цвета — синего и зеленого.

Представить Эмму мужчиной и то, каким бы тогда был роман.

Узнать, как именно Флобер писал самый скандальный роман XIX века. Благо, творческий процесс он подробно описывает в письмах к любовницам.

Top