Столичные театры осаждает международный форум «ТЕАРТ», а кинотеатры — независимые фестивали короткометражного кино, от старожила Bulbamovie до неофита «Кинофестиваль имени Тотошки». Все они сцепились в мертвой схватке за внимание местной публики, не привыкшей к подобному разнообразию досуга.
Не дремлют и дистрибьюторы коммерческого кино, приманивая своего зрителя более-менее сбалансированным репертуаром. Утонченные фестивальные драмы («Ученик» Кирилла Серебренникова и «Франц» Франсуа Озона) здесь пускаются в чудной пляс с разнузданным российско-голливудским мейнстримом («Дома странных детей Мисс Перегрин» Тима Бертона, фильм-катастрофа «Ледокол» Николая Хомерики). Итого – 17 премьер. «Культпросвет» отобрал шесть картин, которые не стыдно будет обсудить с друзьями. Ну, или, в крайнем случае, просто приятно будет посмотреть.
Дом странных детей Мисс Перегрин (Miss Peregrine’s Home for Peculiar Children)
Режиссер: Тим Бертон
В ролях: Эйса Баттерфилд, Ева Грин, Сэмюэл Л. Джексон и др.
В столичном прокате: с 6 октября
Тим Бертон – уникальный в своем роде визионер всея Голливуда. Настоящий мегаломан, вот уже четыре десятилетия самозабвенно конструирующий свои готичные сказочки. В последние годы убежденному сказочнику пришлось несладко – после сокрушительного провала «Мрачных теней», сомнительного оммажа ретро-сериалу, Бертон вынужденно переключился на куда более скромные проекты. Опала продолжалась недолго – дорогостоящее фэнтези «Дом странных детей», по идее, должно вернуть автора «Сонной лощины» в высшую лигу востребованных американских кинематографистов. Или окончательно прикончить его запятнанную репутацию, что, впрочем, маловероятно.
Основанный на подростковой новелле Ренсома Риггза фильм о детях с паранормальными способностями недвусмысленно подражает недавно отгремевшей супергеройской франшизе «Люди Икс». С таким потенциалом успех фильма неизбежен, о чем уже трубит заокеанская пресса, отмечая узнаваемый бертоновский стиль и порицая беспомощность его драматургии.
Коллектор
Режиссер: Алексей Красовский
В ролях: Константин Хабенский, Евгений Стычкин, Игорь Золотвицкий и др.
В столичном прокате: с 6 октября
Остросюжетное кино российского производства с неблагозвучным названием, напоминающим об уличной канализации. Такое сочетание способно вызвать у потенциального зрителя богатую гамму чувств: от искреннего недоумения до циничного ехидства. Излишняя предвзятость здесь только помешает – дебют в полном метре телесценариста Алексея Красовского вполне способен удивить. «Коллектор» прт едставляесобой психологический триллер, где все напряжение ложится тяжким грузом на плечи одного Константина Хабенского. Актер играет Артура – скользкого, но результативного работника коллекторского агентства, занимающегося выбиванием долгов у проштрафившихся кредитополучателей. Одна из жертв, не выдержав психологической атаки, кончает жизнь самоубийством – и вот уже телефонного шантажиста берет в оборот неизвестный мститель. Герметичное по своей форме кино, отсылающее к не самой плохой картине Джоэля Шумахера «Телефонная будка», уже успело отметиться в этом году на «Кинотавре» и «Карловых варах». Все это говорит о том, что «Коллектор» привлечет внимание не только фанатов Хабенского.
Франц (Frantz)
Режиссер: Франсуа Озон
В ролях: Пьер Нинэ, Паула Бир, Эрнст Штёцнер и др.
В столичном прокате: с 12 октября
Элегантный провокатор Франсуа Озон спустя два года отсутствия возвращается на большие экраны. Главной темой чувственной черно-белой мелодрамы «Франц» становится не столько трепетные отношения между мужчиной и женщиной, сколько смерть, послужившая их началом. Молодая немка Анна временами навещает кладбище, где покоится Франц – ее несостоявшийся жених, погибший на полях Первой мировой войны. Не забыл о нем и Адриэн – трагичного вида незнакомец, приехавший из Франции, чтобы возложить цветы на могилу своего фронтового друга. Несмотря на душевные раны, потеря одинаково близкого человека постепенно сближает Анну с Адриэном. «Франц» является ремейком-перевертышем «Недопетой колыбельной» – драмы 1932 года классика довоенного Голливуда Эрнста Любича. Озон переписал историю, сместив акценты и сделав главным героем женщину, а не мужчину. Его эксперимент можно считать удавшимся – фильм хоть и пролетел в этом году с главным призом Венецианской Мостры, зато сумел зарекомендовать многообещающую 21-летнюю актрису Паулу Бир, получившую премию Марчелло Мастроянни.
Ученик
Режиссер: Кирилл Серебренников
В ролях: Петр Скворцов, Виктория Исакова, Александр Горчилин и др.
В столичном прокате: с 12 октября
Новейшая история России неразрывно связана с усилением роли церкви в жизни общества. Создается ощущение, что библейские догмы здесь навязываются силой – СМИ постоянно гудят о православных активистах, срывающих пьесы и выставки современного искусства и выступающих против лгбт-парадов. Борьба с еретиками идет полным ходом. Корни этого ползучего, попахивающего средневековыми нравами клерикализма как раз стремится отследить театральный и кинорежиссер Кирилл Серебренников в «Ученике» — адаптированной для экрана версии спектакля «(М)ученик» немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Действие из Германии переносится в российскую среднюю школу, где старшеклассник Вениамин из трудного подростка превращается в христианского фундаменталиста. Противостоять зарвавшемуся молокососу удается лишь учительнице биологии, атеистке и поборнице либеральных ценностей. Злободневность «Ученика» оценили не только соотечественники Серебренникова, но и европейские кинематографисты – в Каннах фильм был удостоен независимой премии Франсуа Шале за журналистскую ценность.
Ледокол
Режиссер: Николай Хомерики
В ролях: Пётр Фёдоров, Сергей Пускепалис, Анна Михалкова и др.
В столичном прокате: с 20 октября
Российские кинематографисты вот уже четверть века находятся в поиске надежного рецепта коммерчески успешного кино. Попытки привить опыт Голливуда сочетаются с поисками готовых формул, известных еще со времен СССР. Жанр фильма-катастрофы, освоенный Александром Миттой в картине «Экипаж» в далеком 1979 году, сподвиг новое поколение постановщиков на освоение больших бюджетов. Вслед за «Метро» и недавним ремейком «Экипажа» следует новый аттракцион человеческого героизма – драма «Ледокол». 1985 год, советский ледокол «Михаил Громов» застрял во льдах вблизи побережья Антарктиды. Команда в течение четырех месяцев спасала дрейфующее судно от крушения, а себя – от неминуемой гибели. Картину доверили Николаю Хомерики, талантливому постановщику фестивального кино, к мейнстриму не имеющего никакого отношения. Впрочем, опытная продюсерская команда картины вряд ли даст сбиться «Ледоколу» с фарватера – трейлер фильма сулит нешуточные страсти, замешанные на компьютерных спецэффектах и живописной натуре Мурманской области, где проходили основные съемки.
Доктор Стрэндж (Doctor Strange)
Режиссер: Скотт Дерриксон
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Тильда Суинтон, Мадс Миккельсен и др.
В столичном прокате: с 28 октября
Эксплуатация супергеройского кинокомикса подбирается к критической отметке. Фрики в обтягивающих лосинах за последние шесть лет заполонили собой телевидение и кинотеатры. Издательства комиксов Marvel и DC при поддержке студий-мейджоров создали собственные киновселенные, в которых герои со сверхспособностями кочуют из фильма в фильм. Отлаженный конвейер развлечений этим летом начал давать сбои – в блокбастеры вкладывают денег все больше, а денег они приносят все меньше. Тандем студий Disney и Marvel пока кризис жанра еще не ощутил. Их совместные проекты сочетают юмор и визуальные выкрутасы, пока еще стабильно привлекая внимание международного зрителя. «Доктор Стрэндж» Скотта Дэрриксона – еще один элемент в этом впечатляющем пазле. Героем фильма становится нейрохирург Стивен Стрэндж, лишившийся способности заниматься любимым делом после автомобильной аварии. Отправившись на Восток в поисках исцеления, доктор находит древних мастеров, способных по своему желанию изменять пространство и время. Игра в сюрреализм, напоминающий «Начало» Кристофера Нолана, и симпатяга Бенедикт Камбербэтч в главной роли с большой долей вероятности превратят «Стрэнджа» в один из самых востребованных коммерческих релизов нынешней осени.