Декабрь будоражит умы горожан перспективой больших праздников, а где есть отдых, там всегда найдется место и для развлечений. На этот раз в прокате целых 23 релиза, основная масса которых приходится на «семейное кино» — особую подкатегорию жанровых картин с прицелом на Рождество или Новый год, ориентированных на максимально широкую аудиторию. Смотреть их невообразимо скучно, особенно если вам от роду больше шести лет.
Мы же сосредоточимся на картинах, которые придутся по вкусу зрителю постарше и поразборчивее. Тузом в российской колоде предновогодних блокбастеров станет неоднозначный эпос «Викинг», посвященный периоду крещения Киевской Руси. У Голливуда козырей побольше: Брэд Питт в роли шпиона («Союзники»), диснеевская анимация с феминистским посылом («Моана») и возвращение на экраны Дарта Вейдера («Изгой-один: Звёздные войны. История») и др. Авторское кино представлено фестивальными работами братьев Дарденн, Ксавье Долана и Тома Форда.
«Культпросвет» вновь советует премьеры, которые однозначно стоит посмотреть.
Моана (Moana)
Режиссеры: Рон Клементс, Джон Маскер, Крис Уильямс, Дон Холл
В столичном прокате: с 1 декабря
В последние лет десять компания Disney эффектно выступает как глобальная корпорация развлечений: из чулана Джорджа Лукаса с помпой вернулась франшиза Star Wars, воздвигнута почти с нуля действующая киновселенная супергероев Marvel и т.д. Из-за этих монструозных бизнес-стратегий все сложнее ассоциировать знаменитую студию с созданием анимации. Появление «Моаны» напоминает, что диснеевцы еще не забыли о своих корнях. Этот мультфильм — классическая сказка о принцессе (в данном случае это дочь вождя одного из выдуманных островков Океании), которая вместе с полубогом Мауи (реальный персонаж фольклора народов Полинезии) должна спасти погибающий мир. Картина как губка вобрала в себя актуальные тренды: от идей феминизма (героиня почти со всеми проблемами управляется самостоятельно) до экоактивизма. Впрочем, даже без учета социальной направленности «Моану» можно смело назвать одним из лучших голливудских анимационных проектов нынешнего сезона. И без номинаций на «Оскар» не обойдется.
Союзники (Allied)
Режиссер: Роберт Земекис
В ролях: Марион Котийяр, Брэд Питт, Лиззи Каплан и др.
В столичном прокате: с 1 декабря
Макса Ватана, британского диверсанта времен Второй Мировой, забрасывают в Северную Африку для уничтожения нацистского дипломата. Очутившись на месте, разведчик заводит интрижку с миловидной француженкой Марианн, участницей движения Сопротивления. После окончания войны пара перебирается на родину Макса, где местные спецслужбы начинают подозревать одного из молодоженов в двойной игре.
В фильмографии Роберта Земекиса было много прорывных картин, с сильной драматургией и интересными решениями: «Форрест Гамп», «Назад в будущее», «Изгой». «Союзники» к разряду таковых не относятся, что совсем не означает, что кино вышло невзрачным. Напротив, этот костюмированный ретро-триллер расположит к себе не только поклонников Питта и Котийяр, но и любителей старомодных незаумных постановок. Красивые люди в красивых костюмах с переменным успехом разыгрывают не самую глупую детективную историю в декорациях середины прошлого века. Оснований для просмотра «Союзников» значительно больше, чем может показаться вначале.
Это всего лишь конец света (Juste la fin du monde)
Режиссер: Ксавье Долан
В ролях: Натали Бай, Венсан Кассель, Марион Котийяр и др.
В столичном прокате: с 5 декабря
Ему двадцать семь и европейские фестивали по нему млеют – лучшую характеристику для Ксавье Долана придумать сложно. Этот сверхудачливый франкофон канадского происхождения на заре своей режиссерской карьеры пробился в высшую фестивальную лигу, завоевав в 2009 году с дебютной драмой «Я убил свою маму» кипу наград, главными из которых стали три приза Канн. Спустя семь лет и пять картин Долан снова «окучил» лазурный берег, получив за экранизацию пьесы Жана-Люка Лагарса «Это всего лишь конец света» Гран-при жюри кинофорума.
Талантливый писатель Луи вынужден вернуться в родной город после 12 лет отсутствия и рассказать близким родственникам печальные вести о своем ухудшающемся здоровье, но у них оказывается значительно больше вопросов и личных претензий, чего предположить он не мог.
Несмотря на благосклонность фестивальных отборщиков, критики отнеслись к картине бывшего вундеркинда без особого энтузиазма, поругивая ее за излишнюю эмоциональность и говорливость. Но благодаря именно этим качествам «Конец света» оказался понятным простому зрителю, сбив позолоту элитарности с самого Долана.
Под покровом ночи (Nocturnal Animals)
Режиссер: Том Форд
В ролях: Эми Адамс, Джейк Джилленхолл, Майкл Шеннон и др.
В столичном прокате: с 8 декабря
Еще один фестивальный релиз, прибывший к нам из Венеции, – изысканный триллер американского модельера Тома Форда. Успешная галеристка Сьюзан Морроу получает по почте от бывшего супруга Эдварда томик его новой рукописи, в которой речь идет о дорожном насилии бандитов над супружеской парой. Отвлеченная, казалось бы, история заставляет героиню пережить тяжелое эмоциональное потрясение, погружая в неприятные воспоминания.
С лентой «Под покровом ночи» Том Форд возвращается в кино после семилетнего перерыва с момента выхода дебютной работы «Одинокий мужчина» — эстетской ретро-драмы. Распространенная проблема «второй картины» не поставила режиссера в тупик. За основу был взят роман Остина Райта «Тони и Сьюзен», который Форд превратил в многослойную визуальную историю, сотканную из психологического напряжения и поднятой в верхний регистр драмы. Форд остается верным своим вкусам, по-прежнему снимая кино, на которое можно не боясь навесить ярлык «арт-хаус». Но это не мешает картине оставаться чертовски увлекательной.
Изгой-один: Звёздные войны. История (Rogue One:A Star Wars Story)
Режиссер: Гарет Эдвардс
В ролях: Фелисити Джонс, Мадс Миккельсен, Алан Тьюдик и др.
В столичном прокате: с 15 декабря
Ситуация с реанимацией «Звездных войн» стала еще одним веским аргументом в руках скептиков, утверждающих, что индустрия Голливуда находится на очередном витке идейного кризиса. С этим утверждением сложно спорить – студии-мейджоры с завидным постоянством дают новую жизнь проверенным временем франшизам, рассчитывая повторить их угасший успех. Для этого даже был изобретен метод сторителлинга, получивший название риквел (одновременно продолжение оригинальной истории и ее перезагрузка). Таким способом была снята седьмая часть космической оперы, а также «Изгой-один». Картина не входит в состав классической саги и служит скорее связующим звеном между событиями 4 и 5 эпизодов. Сюжет вертится вокруг разработки пока что засекреченной боевой станции «Звезда смерти», с помощью которой Империя собирается окончательно расправиться с повстанцами. Отряд под предводительством бывшей воровки Джин Эрсо рассчитывает выкрасть чертежи оружия прежде, чем их нагонит зловещий приспешник Императора – Дарт Вейдер.
Сомнений в том, что картину ждет зрительский успех, практически нет. Фильм «Пробуждение силы», попавший в прокат ровно год назад, собрал в мировом прокате суммарно более 2 млрд долларов. Вопрос лишь в том, сможет ли дотянуться «Изгой-один» до такого результата.
Неизвестная (La fille inconnue)
Режиссеры: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
В ролях: Aдель Анель, Оливье Бонно, Жереми Ренье, Лука Минелла и др.
В столичном прокате: с 19 декабря
Братья Дарденн, семейный подряд из Бельгии, уже четвертый десяток лет в четыре руки снимают свое умное и интеллигентное кино, только с конца девяностых получившее международное признание. Их последняя работа «Неизвестная» в этом году была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь», но награду так и не получила. Это обстоятельство нисколько не компрометирует картину, снятую в фирменном стиле творческого дуэта.
Преуспевающий медицинский работник Дженни довольна жизнью и карьерными перспективами – скоро молодого терапевта ждет теплое местечко в крупном лечебном центре. Состояние морального удовлетворения нарушают вести о смерти чернокожей беженки, просившей о приеме буквально вечером прошлого дня. Дженни, одержимая угрызениями совести, начинает собственное расследование, чтобы понять, почему погибла неизвестная.
Фильм, заряженный мощным гуманистическим посылом, в детективной форме проговаривает актуальные проблемы современного общества: одиночество и безразличие к чужим проблемам. Дарденны намеренно не стараются прийтись по вкусу абсолютно всем, и эта авторская искренность играет «Неизвестной» только на пользу.
Викинг
Режиссер: Андрей Кравчук
В ролях: Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Максим Суханов и др.
В столичном прокате: с 29 декабря
Уходящий 2016-й прошел для российских кинематографистов под счастливой звездой Года национального кино. В рамках государственного проекта финансовую поддержку получили десятки авторских и коммерческих картин. Последним аккордом грандиозной культурной эпопеи должна стать премьера исторической саги «Викинг», посвященной эпохе Киевской Руси времен ее крещения.
После случайной гибели на охоте князя Олега от рук его брата Ярополка, на младшего отпрыска в роду – Владимира – ложится обязанность кровной мести. Противясь обычаям предков, молодой воин бежит на Север, чтобы через некоторое время вернуться на родину и навести порядок. При своих огромных масштабах и детальной проработанности мира раннего Средневековья, наибольший интерес в «Викинге» вызывает авторская интерпретация исторических событий. У российских режиссеров, склонных смешивать художественный вымысел и госидеологию, с этим существуют определенные сложности. Поскольку в фильме фигурирует прото-Беларусь в лице Полоцкого княжества, внимание белорусских зрителей к картине будет особым.