Обещание руководства театра выбрать пьесу-победителя из тройки лидеров по итогам интернет-голосования и включить в репертуар постановку спектакля подверглось самоцензуре. Также аннулируется и договоренность о включении постановки по пьесе-победителю в программу Belarus Open международного форума «ТЕАРТ», так как никакой постановки нет.
Во время обсуждения итогов голосования жюри проявило наибольший интерес к пьесам «Блонди» Д. Богославского и «Опиум» В. Королева. Но директор театра Владимир Михайлович Карачевский высказал опасения о невозможности поставить пьесы на сцене РТБД.
Из двух пьес, отмеченных жюри, пьеса «Блонди» не вышла в финал читательского голосования. Другие варианты оказались менее интересными, в связи с чем окончательное решение отложили.
Анжелика Крашевская (директор Центра визуальных и исполнительских искусств «Арт Корпорейшн» – прим. «Культпросвет») заинтересована в создании актуальной и острой постановки и готова к партнерству с театром в качестве сопродюсера. Но в случае самостоятельной работы команды «Арт Корпорейшн» над созданием спектакля бюджет возрастет, так как необходимо арендовать площадку и набирать труппу. К сентябрю поставить спектакль в таких условиях невозможно.
Анжелика Крашевская: На пресс-конференции IV Международной драматургической лаборатории у меня спросили, возможно ли включить пьесу, выбранную жюри, в афишу белорусской программы на форуме «ТЕАРТ». Мы свои обязательства выполнили: в афише есть презентация Центра белорусской драматургии. Другой вопрос, что не будет ничего представлено из спектаклей, но это можно было предугадать и не питать иллюзий. Результаты лаборатории были объявлены в конце июля, но в это же время театр ушел в отпуск. А в июле мы уже напечатали афиши с фестивальной программой и запустили информацию в прессу.
Я не подписывалась поддерживать театр несмотря ни на что. У меня в фаворитах пьесы «Блонди» и «Опиум», однако вариант постановки «Блонди» отпадает, так как Корняг сам собирается ее ставить. Но не вижу преград поставить «Опиум».
Премьера состоится вне сцены РТБД?
У меня был опыт постановки спектаклей по итогам лаборатории без привязки к пространству. Это и «Патрис», и «Кратковременная», и «Печальный хоккеист». Сейчас площадка не принципиальна. Если есть интерес к материалу – нужно делать и не тратить время на выяснение отношений, но видимо, объединяться у нас пока не умеют. Было бы логично, если бы ЦБД взял на себя инициативу по вопросу постановки. Иначе в чем смысл лаборатории, если нет результата?
Вы вспомнили спектакли, поставленные по итогам лаборатории, однако их редко играют. Не получится ли то же самое с «Опиумом»?
Мы над этой проблемой работаем. Отношения с продюсером выстроить сложнее, потому что они связаны не идеей, а деньгами. Нет такого единения, как с режиссером. Не перестану повторять режиссерам, работающим по принципу репертуарного театра «сделали и забыли», что у их проектов нет перспективы. За спектакль надо быть ответственным. Увлечь людей за собой без цехов и казенных специалистов могут пока только Савченко и Корняг: их спектакли идут вне зависимости от пространства. Но нам нужен этот опыт. Мы только проходим этот путь. Этим надо переболеть, чтобы появилась возможность позитивных перемен.
Что думаете о цензуре? Может Минкульт запретить ставить пьесу «Опиум» или снять спектакль?
Трудно сказать. Трения возникают, и здесь не все так просто, но это работа. Я из той категории людей, которые не сдаются. Если вижу недопонимание, доказываю это и бьюсь за каждую историю, спектакль и проект. Считаю, что пьеса «Опиум» – вне времени, так как завязана не на украинском конфликте и не на войне как таковой, а на разбитых человеческих судьбах.
Александр Марченко подчеркнул, что если театр примет решение поставить другую пьесу из числа финалистов, то потеряет Анжелику Крашевскую с бюджетом на постановку.
Официального отказа Минкульта также не было.
Александр Марченко: Остра пьеса не темой войны на Украине, а безысходностью быта в глубинке. Белорусы готовы ехать на войну, чтобы заработать на жизнь.
Владимир Бобко: Но у нас были определены правила игры. Есть три пьесы, за которые проголосовали зрители: «Человечек», «Библия неудачника» и «Опиум». Если «Опиум» по каким-то причинам не подходит к постановке на сцене РТБД, надо выбрать из оставшихся и довести дело до конца. Это освободит всех участников от груза ответственности. Можем дополнительно опубликовать мнения специалистов о пьесах и причины, по которым они не совпадают с результатами зрительского голосования.
Владимир Карачевский: Честно признаюсь, я не согласовывал с Ириной Дригой (зам. министра культуры – прим. «Культпросвет») пьесу к постановке в театре.
Мое мнение расходится с мнениями остальных членов жюри, но меня пугает не тема пьесы, а ее литературная форма. А тот факт, что редакторских правок быть не может и надо оставлять все в первозданном виде, меня коробит. Александр Марченко настаивает на сохранении авторского текста, но если текст нельзя изменить, я не буду включать его в репертуар. В данном случае я не нарушаю договоренностей, просто у театра сформирован свой почерк, политика.
Готовы ли вы предоставить сцену для постановки пьесы «Опиум» команде Анжелики Крашевской?
Партнерство с «Арт Корпорейшн» возможно, но опять-таки в качестве фестивального проекта с серией показов.
Возможна ли в театре постановка другой пьесы из списка участников лаборатории?
Я не художественный руководитель, но я отвечаю за деятельность театра. На обсуждении жюри Александр Гарцуев (художественный руководитель РТБД – прим. «Культпросвет») видел постановку пьесы «Библия неудачника» в форме моноспектакля. Но Анжелика Крашевская была настроена на постановку «Опиума». Без поддержки «Арт Корпорейшн» постановка «Библии неудачника» возможна, но у театра сейчас нет на это средств. Вообще пьесы, написанные в рамках лаборатории, остаются в сценарном портфеле театра, и я не отрицаю, что мы можем поставить их на малой или большой сцене.
Как вы решаете вопрос столкновения интересов РТБД и ЦБД?
Одна пьеса не может стать камнем преткновения. Мне трудно решать противоречащие друг другу задачи: с одной стороны, привлекать зрителя, с другой – помогать молодым. Поэтому я рассматриваю вариант сделать Центр белорусской драматургии самостоятельным подразделением. Конечно, кризис – не самое лучшее время для старта, но центр должен развиваться. Оба подразделения тесно взаимосвязаны, но должны по-разному о себе заявлять.
Сейчас я направляю большую часть усилий на подготовку к гастролям на европейских площадках малой формы. Съездил в этом году на разведку на фестиваль в Авиньон, в Эдинбург хочу отправить артистов. Это должны быть понятные спектакли на темы, касающиеся не только нашей страны.
Александр Марченко: Чтобы ситуация не множилась в пространстве, ее стоит зафиксировать в СМИ, сохранив все имена.
Делаю вывод, что такое партнерство пока невозможно в нашем государстве. И пусть этот факт прозвучит публично: желание присутствует, но возникает масса сложностей при такой кооперации, в том числе и идеологическое несоответствие. Государство нас подталкивает к партнерству с частными организациями, но условий для этого не дает.
Факты и особенности интернет-голосования
Пьесы, попавшие в финал в последнюю неделю, на протяжении всего времени голосования были аутсайдерами. Изучая кривую голосов, можно заметить скачки, где было зафиксировано их максимальное количество. У редакции есть подозрения, что дело нечисто, но доказать мы ничего не можем. Технический специалист предполагает, что над этим могло поработать агентство по закупкам кликов, но поскольку по ссылкам переходят реальные люди (например, подрабатывающие студенты), то выяснить истинную причину такого ажиотажа невозможно. Другое предположение: активное голосование велось ближним кругом команд (родственники, коллеги, друзья). Сама система оказалась несовершенной: отдать голос с одного IP-адреса можно было раз в сутки. Только один человек за все время мог проголосовать 40 раз.
Но можно представить, что все по-честному. Читатели изучали пьесы, знакомились с командами авторов всю неделю, а потом – ну, так совпало – разом проголосовали.
Интересный факт: Пьесы, попавшие в шорт-лист «Любимовки» (фестиваль молодой драматургии (Россия) – прим. «Культпросвет»), не соответствуют предпочтениям белорусской публики.
Скриншоты данных goodle.analytics. Активное время на странице лаборатории:
Источники трафика:
География переходов на страницу лаборатории:
Поисковые запросы: