Меню

Новости

Идея фикс

Гайд: как снять короткометражный фильм?

Вчера белорусский журнал о молодости и культуре IRL.by выпустил лонгрид о том, как снять малобюджетный короткометражный фильм. «Культпросвет» по-своему прочел гайд от Даши Лобановой, которая и текст написала, и короткометражку сняла. Публикуем сентенции из материала в 12 000 знаков. 

На что обращать внимание, чего избегать, как правильно выставить значение диафрагмы и можно ли успеть за один день? Мы уже знаем.

Дарья Лобанова — журналист, фотограф, режиссер

Первый вопрос, который закономерно возникает у будущих режиссеров, — что первично: идея или желание? Правильный ответ один: идея и желание неотделимы друг от друга. Пока эти два фактора, идея и желание, не сойдутся во времени и пространстве, вряд ли вы сдвинетесь с мертвой точки, на которой находятся все те люди, что посещают семинары «Как же все-таки снять фильм».

Если вас уже осенило, не скрывайте этого. Найдите благодарных слушателей в лице своих близких и друзей. Имейте в виду: отзывы в духе «бред какой-то» будут понижать мотивацию, так что делитесь с теми, кто способен вас поддержать.

Сценарий — это обязательно

В него, помимо примитивного прописывания диалогов, может входить подробное описание идеи и локации, детализация характеров героев, мотивировка их поступков, перемещения и т. д. После написания сценария идеального фильма автору должна прийти в голову одна-единственная верная мысль — упрощение. После нее выбрасываются все эффектные взрывы, поцелуи на Бруклинском мосту, космические корабли и чересчур эмоциональные взаимодействия героев. Если можно убрать или заменить их на что-то более реальное, значит, сцены были не так уж важны. Из всех «спецэффектов» стоит оставить только качественный, логичный монтаж и цветокоррекцию.

Идеальный каст

Эксплуатировать желательно друзей и знакомых — мы ведь все еще о малобюджетном кино говорим? Только эти люди способны зажечься идеей и дойти до конца бесплатно. (Хорошие) друзья окажут содействие автору если не ради идеи, то просто из-за личного отношения и желания помочь.

Подбор актеров может стать проблемой, ведь далеко не все имеют большую компанию фотогеничных (что важно), фактурных (если вы перфекционист), раскрепощенных (что поправимо) и артистичных друзей. Здесь могут помочь социальные сети, но не стоит рассчитывать, что ваш идеальный герой сам откликнется на призывающий к помощи пост. Будьте настойчивы в поисках.

Еще один способ найти героя — объективный взгляд на своих знакомых / одноклассников / одногруппников / любовников / супругов. Иногда, если отбросить заезженный контекст, в котором вы привыкли видеть человека, может оказаться, что он именно тот, кто вам нужен.

Ровные руки и чувство композиции

Где искать оператора? Лучший оператор — сам режиссер: это избавляет интимный процесс съемки от посредника между «видением» и «воплощением». А еще это экономит драгоценное время: режиссеру не нужно объяснять оператору, чего он ждет от картинки.

Если же режиссер не умеет или не хочет орудовать камерой, то на пути появляется очередное препятствие: поиски оператора. В таком ответственном деле снова лучше обращаться к друзьям, так как сторонние операторы могут променять вас на съемку свадьбы, где они наверняка получат хорошие деньги. Не стоит их за это слишком винить.

Оператором может выступить ваш знакомый фотограф. Процесс съемки видео несколько отличается от процесса фотографирования, но не кардинально. Ведь главным так или иначе остается чувство композиции.

В поисках той самой локации

Если выдумывать место с нуля, а потом пытаться найти в городе что-то похожее, поиски могут занять слишком много времени и не увенчаться успехом. Поэтому стоит взвесить, насколько важно найти именно такую локацию из ваших фантазий, а не снять во дворе за домом. Плюс доступных локаций также в том, что туда легко доставить всю команду. Будет лучше, если режиссер посетит локацию до непосредственной съемки. Или даже сделает фотографии на месте: по воспоминаниям бывает сложно оценить расстояние, ландшафт, площадь.

Вот, например, локация дебютной картины Даши:

Раскадровка?

Даже если ваше кино будет длиться три минуты, необходимо расписать каждый кадр. Раскадровка может быть в виде зарисовок кадров или прописана словами — речь не о смысловом наполнении, а только о картинке. Как движется камера, какой план, как расположены герои, где фокус, какое освещение — все это должно быть детально прописано и распечатано. Или же сохранено в телефоне.

Визуальное повествование

Узнав, что такое визуальное повествование, вы поймете: в хорошем кино вообще не бывает ничего визуально лишнего, важно все: от принта обоев до соотношения сторон кадра. С изучением визуальной структуры вам может помочь сайт Petrick.ru, а также ютуб-канал «…and Action!».  Если запоминать все удачные приемы профессиональных режиссеров и операторов, то может прийти и новое видение собственной задумки.

Менеджмент на пальцах

Предупредили? Значит, предупредите еще раз. А потом еще раз. Не ждите до последнего момента, чтобы уточнить планы актера или оператора. Скорее всего, если вы долго молчали, планы у них уже появились. Если до локации сложно добираться, позаботьтесь о том, чтобы команда приехала на машине. Вы можете скинуться на такси или на бензин своему товарищу, у которого есть личный автомобиль.

И еще: проверяйте прогноз погоды! Иногда у природы свои планы на день Х, под которые, увы, тоже придется подстраиваться.

«Оставайтесь самими собой»

В качестве подготовки можно провести отдельную фотосессию с каждым героем, которого хотите видеть в своей ленте. Важная задача режиссера в подготовке актера — дать ему прочувствовать свою роль, понять характер персонажа. Удобно, если человек хотя бы частично эмоционально походит на своего героя. Если режиссер грамотно подойдет к выбору актеров, исходя из личных качеств людей, то его единственным требованием может стать: «Будь собой».

Герои, снявшиеся в короткометражке Лобановой:

Аппаратура: must-know и must-have

О том, как вложиться в 100 долларов и снять фильм за сутки, какие зеркальные и беззеркальные фотоаппараты подойдут лучше, как избежать тряски и на что лучше ориентироваться при выборе объектива, Даша щедро сыплет подробностями здесь.

 

И снова о погоде: чем холоднее на улице, тем быстрее будет садиться батарея в камере. Поэтому стоит позаботиться о нескольких аккумуляторах и зарядных устройствах к ним, чтобы снимать не прерываясь.

Д. Лобанова. Из личных архивов

Д. Лобанова. Из личных архивов

Начали?

Если вам кажется, что вы будете снимать быстро, вы ошибаетесь. Даже 20 секунд экранного времени могут отнять час. Конечно же, все зависит от задумки и раскадровки.

Не нужно пренебрегать дополнительными дублями. На маленьком экране фотоаппарата иногда можно не увидеть лишнюю деталь, мимолетный взгляд актера в камеру, который сразу выдает присутствие оператора, или недостаточно звенящий фокус.

Всегда лучше выстраивать настройки видео ярче, чем вам потребуется в итоге. Если с фотографиями в формате RAW действует принцип «лучше чуть недосветить», то с видео все наоборот. Его проще сделать темнее в процессе постобработки, так как при осветлении появляются нежелательные шумы.

Если вы задумали писать звук, то я вам сочувствую. Принцип упрощения работает и в этом направлении. Но если уж вам надо записать звук, то всегда используйте внешний микрофон. Встроенный в камеру микрофон предназначен только для синхронизации звука при монтаже, но никак не для чистовой записи. Также на некоторых камерах может шуметь матрица, и встроенный микрофон лучше всего запишет именно этот шум.

Мощный ПК и стальные нервы

Если вы не умеете работать в программах для видео (предпочтительнее — Adobe), обращайтесь к друзьям, которые умеют. Но автору не стоит отдавать сырой материал на растерзание другому человеку. Режиссер должен сидеть рядом и руководить процессом монтажа и цветокоррекции, чтобы не переделывать готовую работу. После первого сеанса монтажа вы сами разберетесь в программе и потом будете гуглить нюансы. К сожалению, хорошие программы для обработки видео очень требовательны к ресурсам компьютера. Поэтому вам придется подыскать мощный ПК, чтобы процесс монтажа не начал раздражать.

Жизнь в онлайне

После того, как фильм готов, у вас есть несколько вариантов того, что с ним сделать.

  • Первый вариант: выложить в Youtube или Vimeo, а затем форсить в соцсетях. При этом можно разослать фильм в разные СМИ, которым может понравиться формат вашего кино.
  • Второй вариант: не торопиться с публикацией и отправить видео на всевозможные фестивали короткометражек (например, на белорусский фестиваль CPM).

Съемка видео — это всегда комплексная, длительная и крайне интересная работа. Особенно если вы делаете ее впервые. Не откладывайте идеи до лучших времен, а сняв материал, не затягивайте с его обработкой. Даже если вы не получите награду, у вас будет уникальный опыт, о котором еще долго будете вспоминать и вы, и ваша команда. Не пора ли выйти из пресловутой зоны комфорта?

Top