Конкурс пройдет в три тура. Во время первого, самого длительного (три дня), участники исполнят по одной арии. Во второй тур пройдут только тридцать из них и выступят уже с двумя ариями. А в последнем десять исполнителей будут участвовать в эпизодах спектаклей Большого театра. Выступления пройдут на Малой сцене и посмотреть их сможет лишь профессиональная публика (студенты Белорусской государственной академии музыки, сотрудники музыкального колледжа), а также журналисты. Широкая публика увидит финал и заключительный гала-концерт, в котором примут участие все лауреаты конкурса.
После прослушивания всех участников состоится голосование жюри карточками. Каждый обязательно должен поднять спасительную зеленую тридцать раз. Карточки исполнителей подсчитают – и дальше пройдут только участники, собравшие больше всего одобрений жюри. Данный принцип действует и во втором туре. В третьем каждый член жюри выставляет исполнителям оценки от 1 до 10. Никаких обсуждений не будет. Главный критерий – голос.
Вручать статуэтки в нынешнем году организаторы не планировали, зато будут дипломы и денежные вознаграждения. Дипломы лауреатов получат все конкурсанты, вышедшие в финал. Гран-при – 10 000 евро, диплом лауреата I премии – 7 000 евро, II премии – 5 000 евро, III премии – 3 000 евро. Поощрительная премия жюри – 1 000 евро. Суммы приводятся без вычета подоходного налога.
Наверное, главное для участников – это даже не награды, а возможность карьерного роста, ведь члены жюри будут не только голосовать, но и присматривать кандидатур для своих театров.
Директор оперной труппы Национальной оперы «Эстония» (Таллин), член жюри конкурса, Микк Март: Возможно, возьму кого-нибудь из конкурсантов в свой театр. Это будет известно 17 декабря. А нынешний день очень важный, исторический. Всегда сложно начинать конкурс, но проводить его на протяжении многих лет еще сложнее.
Генеральный директор Львовского национального академического театра оперы и балета им. С. Крушельницкой (Украина), член жюри конкурса, Тадей Александрович Едер: Нынешний конкурс вокалистов показывает, что молодые люди выбирают сегодня классику. А не эстраду, где можно выйти на сцену, сорок два микрофона на плечи повесить, петь под фонограму и обманывать зрителя. В опере создается продуманный образ, чтобы люди переживали, три-четыре часа слушали великую музыку. Может, это искусство сейчас не ценится в мире, потому что африканская культура заполонила свет. А в ней ведь нет фортепиано и скрипки – лишь ударный инструмент и набор слов, а не мелодия. Что уж говорить о такой трагической мелодии, как в опере. Только через страдания человек начинает ценить жизнь.
Генеральный директор и художественный руководитель театра «Лирикорегра 20» (Монреаль, Канада), член жюри конкурса, Ален Нона: Дело не только в голосе, но и в том, как человек подает себя на сцене. Важно, создает ли он магию. Задача жюри не просто раздать призы и места, но и найти таланты. Владимир Павлович Гридюшко позвал нас всех, и, раз мы из разных стран, голосование окажется максимально честным. Важно приглашать в жюри не столько оперных певцов, сколько людей, которые предложат участникам дальнейшее развитие карьеры, к примеру директоров театров. В Монреале уже семь лет проводится грандиозный конкурс вокалистов. Два года назад мы приглашали участвовать певца из Беларуси. А в 2013-м к вам приезжала певица из Канады. Так мы налаживаем сотрудничество между странами – меняемся исполнителями. Белорусскую оперу я еще не видел. Но в искусстве стран Восточной Европы часто замечаю тенденцию: один певец вытягивает всю постановку. В этот приезд каждый день собираюсь смотреть оперу.