Меню

Новости

Год в закулисье

Творческие встречи в РТБД

Вот уже год в Республиканском театре белорусской драматургии существует проект «Диалоги в закулисье». На творческих встречах зрители могут задавать вопросы актерам, драматургам и режиссерам или просто высказывать свое мнение о только что просмотренном спектакле. Слово «диалоги» в названии, пожалуй, самое важное из того, что делает проект. Ведь зачастую зритель и театр живут параллельно, не прислушиваясь друг к другу. С какими трудностями столкнулись организаторы, какие спектакли лучше обсуждать и на какого зрителя рассчитана такая форма встреч — в материале «Культпросвета».
«На подобный проект меня вдохновили обсуждения спектаклей в рамках лаборатории Центра экспериментальной режиссуры, — признается один из организаторов проекта Дарья Кульша. — Тогда я впервые присутствовала на обсуждении постановок со зрителями. Зрители, правда, там были специфические: в основном профессиональная публика, режиссеры, критики. Простых людей было мало. У меня сложилось впечатление, что белорусский зритель и белорусский театр не очень хорошо знакомы друг с другом. У актеров, режиссеров и критиков свои представления о зрителе, у зрителя свои представления о театре. Причем и те и другие живут в иллюзиях и недооценивают друг друга».
Зритель: Ира Чеснок «Дзякуй вялікі! У РТБД была не ўпершыню, але на такой сустрэчы раней прысутнічаць не даводзілася. Вельмі цікава гутарыць з акцёрамі, якія 10 хвілін таму былі іншымі людзьмі падчас спектакля. Надзвычай добрая ідэя. Хацелася б, каб падобныя сустрэчы, дзе можна задаваць пытанні, праводзіліся і з рэжысёрамі».

На встречи проекта, конечно, остаются не все зрители спектакля. Но он изначально и рассчитывался на, как обозначал это Александр Гордон, «широкую и глубокую аудиторию» театра. И те люди, которые остаются на «Диалогах в закулисье», обычно сами вступают в разговор. Организаторы пробовали загнать проект в некие рамки, как-то направлять зрителя. Поначалу следуя той форме, которой придерживаются на «Любимовке», просили зрителей описывать свои чувства от увиденного, но те стеснялись, и беседа заходила в тупик. Пробовали пустить все на самотек, но тогда слишком растягивалось время встречи, а к этому не все были готовы. В итоге пришли к золотой середине: свободная форма общения, как дома за чашкой чая, но с модерацией некоторых моментов.Первая встреча проекта состоялась 1 февраля 2015 года после спектакля «Сталiца Эраунд». Тогда к зрителям вышли актеры спектакля Максим Пониматченко и Денис Паршин. Несмотря на явное волнение с обеих сторон, диалог случился. И показал, что такие встречи можно проводить в театре регулярно.

Обсуждение спектакля «Кругі раю»

«На обсуждении спектакля “Белы анёл з чорнымі крыламі” один из зрителей высказал негативное мнение о спектакле, — делится Дарья Кульша. — Мы всегда поддерживаем наличие таких мнений, потому что они дают понять, куда нужно двигаться. Но в этом конкретном случае сложность была в том, что этот человек забивал весь эфир своей позицией. Наверное, хотел убедить всех остальных, что он прав. Вот в такие моменты модератору, конечно, приходится вмешиваться и разрешать ситуацию полюбовно».

«Мне очень нравится диалог, который получается в рамках этого проекта, — говорит Александр Марченко, руководитель Центра белорусской драматургии и участник нескольких встреч проекта, — но мне бы хотелось какой-то структуры. Ведь у таких встреч всегда должны быть задачи, а задачи должны решаться. Вот этого пока “Диалогам в закулисье” не хватает. Хотя общение обычно получается прекрасным».
«Мне как актрисе интересно кроме аплодисментов услышать вживую мнение зрителя о спектакле, — делится мыслями актриса РТБД и участник нескольких встреч проекта Людмила Сидоркевич. — Когда складывается непосредственный, открытый диалог, который может перейти в интересную дискуссию о театре, искусстве и о жизни вообще. Можно и о себе, и о спектакле услышать много нового, абсолютно неожиданного, а порой удивительного и даже странного. А это полезно, это освежает восприятие — и актерское, и человеческое».

Александр Марченко, к слову, явился связующим звеном между идейными вдохновителями проекта и непосредственными его участниками — актерами и режиссерами. Не все сразу приняли такой формат. Не сразу согласились участвовать. Переживали, что вопросы могут быть колкими или затрагивать какие-то личные темы. Но Александру удалось убедить творческих людей, что такие встречи полезны обеим сторонам. Ведь актерам и режиссерам важно знать, что зритель думает о спектакле, что он видит в нем, как реагирует на важные моменты. А зритель, уходящий с таким послевкусием со спектакля, с большей вероятностью придет в театр еще раз.

Обсуждение спектакля «Сталiца Эраунд»

Зритель: Анна Холево «Па-першае, хочацца падзякаваць артыстам не толькі за цудоўную гульню і майстэрства, але i за адкрытасць і шчырасць у адносінах да гледачоў. Тое, што яны гатовы ўступіць у дыялог з гледачамі, абмеркаваць спектакль і адказаць на любое пытанне, сведчыць пра неабыякавасць да таго, што робяць артысты. Па-другое, хочацца адзначыць, што такі фармат узаемадзеяння “артыст-глядач” дазваляе зазірнуць крышачку глыбей у свет тэатра, прыадчыніць дзверы ў патаемную прастору мастацтва. Вельмі цікава паглядзець на артыстаў па-за іх вобразамі, пачуць, што яны самі думаюць пра спектакль і як разумеюць сэнс асобных дэталяў. Часам менавіта такія абмеркаванні даюць прастору для разважання надоўга пасля спектакля. Дзякуй!»
«У обсуждений после спектаклей есть одна проблема, — говорит театральный критик Алексей Стрельников. — Существует мнение о том, что настоящий спектакль, настоящее искусство делает из толпы публику. То есть люди приходят на спектакль поодиночке, и то, что они видят, объединяет их. А вот на обсуждениях, как правило, происходит обратный процесс. Во всяком случае, такое происходило на всех обсуждениях, на которых мне довелось быть не только в Беларуси, но и в Германии, Италии. На Западе артисты часто социально или политически ангажированы, они используют сцену для того, чтобы говорить о том, что их действительно волнует. Поэтому обсуждения там — это часть их публичной политической культуры. У нас, приходится признать, это не настолько развито. От этого, кстати, многие обсуждения становятся формальными. Но именно поэтому важно заниматься ими регулярно, важно растить в себе умение говорить о сложном напрямую. А в таких спектаклях, как «Мабыць», мне кажется, обсуждения просто должны быть частью представления, таким вторым актом. Очень важно дать зрителю стать частью того, что происходит на сцене, или, наоборот, предоставить возможность для протеста».

«За год существования проекта ”Диалоги в закулисье” мы четко увидели, что зритель готов к такой форме общения. И даже знаем, что некоторые приходили на спектакль только потому, что знали: будет обсуждение, — рассказывает Дарья Кульша. — Конечно, мы стремимся к тому, чтобы встречи проходили на белорусском языке, но это не всегда возможно. Хотя одно такое обсуждение у нас получилось. Это были “Диалоги в закулисье” о спектакле “Адвечная песня”. Во многом благодаря тому, что Игорь Сигов тогда задал такое настроение беседе, все получилось само собой».Конечно, не каждый спектакль стоит такого обсуждения. Организаторы отмечают, что легкие комедии, даже если они премьерные, вряд ли предоставят много поводов для возникновения диалога. Ведь их задача дать зрителю отдохнуть, посмеяться и расслабиться. Но, к счастью, РТБД явился той площадкой, на которой этот проект смотрится довольно органично. Более 65% спектаклей его репертуара можно выносить на обсуждение.

«Мне радостно видеть то, насколько адекватные у нас зрители, — продолжает один из организаторов проекта Яна Абышова. — Все беседы проходили очень органично и легко. Да, совсем недавно у нас встреча не состоялась, потому что на обсуждение осталось только два человека. И когда они поняли, что кроме них никого не будет, то постеснялись и ушли. Но пока что этот случай единичный — чаще остается примерно треть зала, что очень приятно».
Дарья Петрович, зритель: «Сённяшняя раніца сапраўды была добрай! Таго эмацыйнага запалу, які атрымалі на ўчарашняй сустрэчы, хопіць мінімум на тыдзень. Дома працягваем абмяркоўваць убачанае. Ні ў якім разе не спыняйце праект “Дыялогі ў закуліссі”, мне здаеццца, ён вельмі дапамагае знайсці паразуменне паміж гледачом і тэатрам. І канечне ж, вялікі дзякуй Дзянісу з Максімам за тое, што пасля фізічна няпростага спектаклю яны яшчэ жартавалі – акторскія байкі, здаецца, слухалі б вечна».

Обсуждение спектакля «Сталiца Эраунд»

Проект «Диалоги в закулисье» создавался для того, чтобы дать зрителю возможность познакомиться с театром изнутри. Чтобы он смог узнать, какой труд стоит за спектаклем. Театр хотел немного приоткрыть свои кулисы, чтобы зритель мог еще лучше понять не самые простые постановки, чтобы ему было легче рассмотреть личности режиссеров и актеров. Кажется, что проекту удалось решить эти задачи. Отзывы зрителей поступают после каждого обсуждения, и  в них не чувствуется равнодушия.

«В планах до конца сезона еще как минимум три важные встречи, — говорит Дарья Кульша. — Первая из них — обсуждение спектакля “Дзед”. Если все пойдет по плану, оно состоится 23 марта. Еще мне бы очень хотелось организовать обсуждения спектаклей “Любоў людзей” и “Дажыць да прэм’еры”. Также хотелось бы еще пойти дальше за кулисы и дать возможность самым заинтересованным зрителям попасть, например, на репетиции или поучаствовать в полноценных экскурсиях по театру. Но здесь пока сложно найти баланс между тем, чтобы “приоткрыть двери”, и тем, чтобы “магия не исчезла”».

Сегодня РТБД снова приоткроет свои кулисы для зрителей спектакля «Цiхi шэпат сыходзячых крокаў». У аудитории будет возможность задать вопросы актерам спектакля и автору пьесы Дмитрию Богославскому. Одна из самых нелинейных постановок РТБД постарается стать публике немного ближе и понятней. В театре снова услышат своего зрителя и, вероятно, прислушаются к нему.

Отзывы из соц.сетей РТБД

Top