Назад в СССР
Могилевский областной драматический театр имени В. Дунина-Марцинкевича по-советски основательный и внушительный. Когда заходишь внутрь этого монолита, он не перестает казаться слишком большим и официальным, вовсе не похожим на храм муз. И это неслучайно.
Здание, появившееся в 1977 году, изначально не было театральным. Оно строилось как конференц-зал или культурный центр и только потом было передано театру. Количество мест в зрительном зале уменьшили, но и сегодня оно велико для областного театра – 548.
В 2006 году здесь провели реконструкцию, благодаря которой само здание, холлы и зрительный зал выглядят вполне достойно. Но изменения не коснулись самого духа и стиля советской эпохи, к которой отсылают не только масштабы здания, но и оформление помещений. И здесь нельзя обойти вниманием один из холлов, так называемый Гобеленовый зал. Нетрудно догадаться, что назван он так из-за украшающего стену гобелена, изготовленного на одном из белорусских художественных комбинатов в недалеком советском прошлом. Смотришь на него – и невольно начинаешь тосковать по работам Кищенко, некогда украшавшим Большой театр Беларуси, а ныне отправленным в отставку. Еще одним украшением, настоящим эксклюзивом является огромная, на всю поверхность потолка, люстра. Самая что ни на есть белорусская, ведь цветочки на ней не простые, а… стилизованные картофельные.
За кулисами
За советской оберткой же скрывается среднестатистический областной театр Беларуси.
Вероника Винель:
– Не могу сказать, что наш театр оборудован суперсовременно, но мы стремимся обновлять техническую базу. Другим театрам ни в чем не проигрываем, хотя, конечно, с Купаловским не сравнимся. Недавно купили новый пульт для звукорежиссеров, есть у нас и возможность для самостоятельного осуществления звукозаписи. Световая аппаратура, в принципе, тоже неплохая. По крайней мере жалоб даже от гастролирующих трупп не поступало. Но, конечно, хотелось бы чего-то более современного.
Труппа
В труппе Бобруйского театра сегодня 36 человек, но дело не в количестве, а в качестве. А с ним, как выяснилось, есть проблемы.
Вероника Винель:
– Основная проблема в том, что у нас нет артистов среднего поколения. Есть хорошие опытные исполнители, например заслуженный артист Александр Парфенович, замечательные артистки Алла Грахова, Галина Агейкина, Елена Сафронова (пусть не обижаются те, кого не назвала….), неплохие молодые ребята, а среднего звена нет. За последние несколько лет после Академии искусств к нам не поступил ни один человек. В основном приходят молодые ребята после Могилевского колледжа искусств, которые потом заочно учатся в БГАИ. Мне бы очень хотелось, чтобы они росли творчески, но для этого надо приглашать режиссеров-педагогов. Когда-то у нас ставил спектакль Рид Талипов. Он потрясающе работал с труппой, это была отличная школа для актеров. Сегодня я бы с удовольствие пригласила поработать Саулюса Варнаса (главный режиссер Могилевского драматического театра. – Прим. ред.).
Репертуар
Репертуар бобруйского театра для области выглядит внушительно: 29 взрослых и 25 детских постановок. Среди них есть и белорусская классика, и современная комедия, и даже такая неожиданная редкость, как «Романтики» Ростана. Но на деле активными можно назвать только около половины спектаклей, а в пестроте названий уловить определенную концепцию сложно. И связано это с объективной реальностью, в которой существует театр.
Вероника Винель:
– Согласно плану, мы должны делать восемь премьер в год. Понятно, что это практически невозможно, поэтому в данную категорию у нас попадают и тематические концерты. Например, ко Дню Победы. В основном закрывается эта цифра за счет постановки детских сказок, большинство из которых музыкальные. Как правило, мы делаем по несколько премьер к Новому году и каникулам. А новых вечерних спектаклей в год выходит где-то 2-3. Что касается отбора материала, то у нас нет диктата. Режиссеры довольно свободны в выборе материала для постановки. Правда, их может ограничивать состав труппы, который приходится учитывать при выборе пьесы.
Максим Сохарь:
– Самое сложное при формировании репертуара и выполнении финансового плана – оставаться профессиональным театром с мощной драматургией и делать параллельно коммерческие проекты, работать на кассу. Удержать баланс, чтобы не превратиться в «театр в театре» или абсолютно развлекательное учреждение. Наша последняя премьера – «Добрый человек из Сычуани» (премьера спектакля в постановке М. Сохаря состоялась в апреле 2015 года. – Прим. ред.) – как раз тот самый случай. В ней мы отошли от классического эпического театра, который привыкли видеть в классических постановках пьес Брехта. Мы, наоборот, постарались убрать пафос, оставив лишь саму идею и посыл автора. Нам был интересен Брехт как драматург, а не как создатель эпического театра.
Зритель
Бобруйск не столица и не областной центр, поэтому зритель в городе исключительно свой, «домашний», несмотря на близость Могилевского областного драматического театра. В Бобруйске есть свои рецепты, как удержать аудиторию, делая при этом робкие попытки воспитать ее.
Вероника Винель:
– Конкуренции Могилев нам не составляет. Это только кажется, что город близко, но на самом деле, к сожаленью, мало кто соберется и поедет туда только для того, чтобы посмотреть спектакль. Удерживать внимание зрителя мы можем, лишь постоянно обновляя репертуар. Но представлять большое количество качественных премьер невозможно, поэтому пытаемся заполнить нишу за счет гастролей приглашенных коллективов. К нам достаточно часто приезжают Белорусский государственный академический музыкальный театр, Большой театр Беларуси, коллективы из Брянска, Калуги, Кишинева, с которыми мы организуем обменные гастроли. Но не всегда это беспроигрышный вариант. Бобруйский зритель очень требовательный. И приятно, когда слышишь: «А наши актеры все же лучше!».
Финансы и план
Как ни печально, но выполнение плана и зарабатывание денег обеспечивается не только основной деятельностью театра: часть здания сдается в аренду для проведения мероприятий. Театр является излюбленным местом для проведения значимых городских мероприятий, а так же профессиональных праздников и юбилейных дат предприятий города. Несколько лет назад Центральный зал обрядов Бобруйска закрыли на ремонт и церемонии регистрации брака проводились в театре. Такая форма полюбилась горожанам: после открытия ЗАГСа просьбы о проведении бракосочетания здесь не прекращаются.
Вероника Винель:
– Мы закрываем сезон достаточно рано, в начале июня, а открываем только в середине октября: летом люди в театр практически не ходят. Поэтому в этот период мы работаем в основном на выездах с детскими постановками. И продолжаем участие в организации театрализованных свадебных церемоний,выпускных вечеров и концертных программ.
Максим Сохарь:
– Постоянно муссируется тема, что на культуру выделяется мало денег, у актеров низкие зарплаты. Но это реальность, в которой мы существуем, и здесь ничего не поделаешь. Поэтому, когда молодой человек решается связать жизнь с театром, он должен понимать, что там денег не зарабатывают. Еще никто в театре не стал богатым. Театр – это призвание. В нем не работают – ему служат.
P. S. Когда-то театр в Бобруйске был уникален тем, что он был единственным в Беларуси, где шли все пьесы Дунина-Марцинкевича и посвященный драматургу спектакль «Комедиант». Сегодня чем-то особенным театр, к сожалению, похвастать не может. Но на его базе с 1998 года проводился фестиваль национальной драматургии. В ближайших планах проведение V Республиканского фестиваля национальной драматургии в октябре-ноябре 2015-го. Возможно, он поможет театру обрести неповторимое лицо.